Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу. Ребенок не хочет учиться в школе Почему сейчас дети не хотят учиться

Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу. Ребенок не хочет учиться в школе Почему сейчас дети не хотят учиться

Тимофей Дрогин рассказал, почему школьники теряют мотивацию в учении и начинают очень не любить школу.

Одиннадцатилетний школьник, спикер конференции «Завтра по имени», высказал свое мнение - почему дети перестают любить школу и не хотят учиться.

1. УЧИТЕЛЬ

Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них - это боязнь учителя.

2. СТРАХ ОЦЕНКИ

После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. СТРАХ ОШИБКИ

Еще один страх - это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. ТРОЛЛИНГ

Еще одна причины - насмешки однокласснкиов. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».

5. ДУРАЦКИЕ ТЕСТЫ

Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. ОБЪЕМ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

7. ЗАПРЕТ НА УНИКАЛЬНОСТЬ

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. ШКОЛА НЕ УЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни - быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. ШКОЛА НЕ УЧИТ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. ШКОЛА НЕ ГОТОВИТ КО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

Школа - это подготовка ко взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться - самое важное.

  1. Чтобы научиться выживать в школе, нужно иметь жизнь за ее пределами.
  2. Не бойтесь ошибок и извлекайте из них опыт. Мне нравится пример Томаса Эддисона. Он ошибся 999 раз перед тем, как создать лампочку. Но на самом деле он не ошибался, он просто определил 999 вариантов, которые не работают.
  3. Чтобы развивать свои навыки общения, я бы посоветовал участвовать в конкурсах, мероприятиях, даже зачитать стих в классе - это уже какой-то опыт.
  4. Экспериментируйте, интересуйтесь и учитесь зарабатывать как можно раньше. Это развивает уверенность. Я, например, плету браслеты. Сейчас мне помогают родители, но в будущем я планирую открыть свой маленький онлайн-магазин.
  5. Ищите «свою» школу. Мой совет родителям: прислушивайтесь к ребенку, если он говорит, что в нынешней школе ему не нравится.
  6. И главное, где бы вы сейчас ни учились, кем бы вас ни считали, верьте в себя!

«, в колонке для сайта Womo высказал свое мнение — почему дети перестают любить школу и не хотят учиться.

1. Учитель

Когда вы только приходите в школу, вам тут же пытаются внушить страх. Один из них — это боязнь учителя.

2. Страх оценки

После первого страха развивается страх оценки. А потом страх наказания родителями, директором школы. В школе не смотрят на то, кем ты являешься, тебя судят только по твоим оценкам.

3. Страх ошибки

Еще один страх — это страх совершить ошибку. Школа не учит тому, что ошибаться можно и нужно, ведь только так ты можешь научиться чему-то.

4. Троллинг

Еще одна причины — насмешки однокласснкиов. И часто это вина учителей, которые выставляют детей на посмешище, указывая им, что они делают что-то не так хорошо, как их одноклассники. Для них оценка важнее ученика. Я ходил в детский клуб творчества, я научился плести из бисера, лепить из теста, делать браслеты из кожи и много чего другого. И когда воспитательница из моего кружка пришла в мою школу предложить мастер-класс и рассказала о моих достижениях, то завуч удивилась: «Тимофей? Такого быть не может!».

5. Дурацкие тесты

Эти тесты, которые дают на уроках, невероятно дурацкие, потому что в них нет варианта своего ответа. Ребенок, чтобы получить хорошую оценку, пытается угадать один ответ из предложенных, но ведь у него может быть свое мнение, которое он не может написать. Я не думаю, что настанет время, когда все будут помнить все столицы мира, все, что написал Тарас Шевченко, квадратный корень из пяти. Мне кажется, если человек чем-то заинтересуется, то он узнает больше, чем ребенок за 10 лет школы. И если ему понадобятся знания из других областей, то он с легкостью сможет их получить.

6. Объем домашних заданий

Я читал, что нет никаких доказательств, что домашние задания влияют на успеваемость и образование детей. Однажды мне задали такое количество заданий по английскому, что после трех часов письма я встал и не смог разогнуть шею. Меня отвезли в травмпункт, и целую неделю я ходил в шейном корсете.

7. Запрет на уникальность

В школах очень не любят, если кто-то отличается от других. Это начинается с учителя, передается ученикам и остается с ними на всю жизнь.

8. Школа не учит быть счастливым

Я читал, что когда Джон Леннону из The Beatles было пять лет, мама ему сказала, что самое главное в жизни — быть счастливым. Потом он пошел в школу и его спросили там: «Кем ты мечтаешь стать в жизни?». Он ответил: «Счастливым». Ему сказали: «Ты не понимаешь задания». На что он ответил: «Вы не понимаете жизнь».

9. Школа не учит работать с информацией

Например, я смотрю канал на YouTube, где учитель физики легко и увлекательно рассказывает материал. Чтение или просмотр таких ресурсов может заменить десятки скучных уроков.

10. Школа не готовит ко взрослой жизни

Школа — это подготовка ко взрослой жизни. Но она не учит, ни как сохранить и увеличить доход, ни как получить его, ни, вообще, как зарабатывать. Я считаю, что главным предметом в школе мог бы стать предмет, на котором бы нас учили понимать друг друга. Ведь умение общаться — самое важное.

    Чтобы научиться выживать в школе, нужно иметь жизнь за ее пределами.

    Не бойтесь ошибок и извлекайте из них опыт. Мне нравится пример Томаса Эддисона. Он ошибся 999 раз перед тем, как создать лампочку. Но на самом деле он не ошибался, он просто определил 999 вариантов, которые не работают.

    Чтобы развивать свои навыки общения, я бы посоветовал участвовать в конкурсах, мероприятиях, даже зачитать стих в классе — это уже какой-то опыт.

    Экспериментируйте, интересуйтесь и учитесь зарабатывать как можно раньше. Это развивает уверенность. Я, например, плету браслеты. Сейчас мне помогают родители, но в будущем я планирую открыть свой маленький онлайн-магазин.

    Ищите «свою» школу. Мой совет родителям: прислушивайтесь к ребенку, если он говорит, что в нынешней школе ему не нравится.

    И главное, где бы вы сейчас ни учились, кем бы вас ни считали, верьте в себя!

Глава 1 - «Единая проблема психологов»

К психологам часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной обращения к психологу является успеваемость их детей. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости - подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д., меркнут по сравнению с этой трудноразрешимой задачей. Особенно, это, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас "захотел", "взялся", "не ленился" и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но и учителя, судя по всему, массово поддерживают это странное родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить, и он захочет учиться? Конечно же, нет!

Очень часто психологи от родителей (да и мы сами) слышат фразу: «Да они все сейчас такие (ссылаясь, плюс к этому на компьютер, телевизор и нынешнюю культуру, которые якобы испортили их детей)!» Как же это глупо звучит. Тогда зачем в школах изучают информатику, если компьютер портит детей; зачем вы покупаете им дорогие телефоны, почему вы разрешаете им смотреть телевизор долго, если сами на него же и ссылаетесь. Много еще много приводить таких подобных примеров. Не в этом дело.

Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом ребенок повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарен за то, что не обращали внимания на его капризы.

Ничего не бывает просто так. У "нехотения" всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут "нужное", и интерес ребенка к учебе не восстановится.

Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили русский язык, математику, химию, физику, биологию... Школьное образование - это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Но помогают ли эти способы? Во множествах случаев нет. Даже в некоторых случаях они не верны.

Поэтому психологи применяют креативность, и например, дают такие советы ученикам: учить уроки, катаясь на велосипеде читать учебники, только вися вниз головой на турнике… Действительно, помогает, но таких советов для каждого не хватит. Образуется так называемый "дефицит рецептов".

Несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у психологов так и не появилось никакого внятного, постоянного и общего решения. Так если проблемы "не хотящих учиться" детей у сотен семей похожи, может быть, существует и какое-то "верное" решение этой задачи? И мы решили найти это решение.

Глава 2 - «Анкетирование учащихся»

Мы решили провести анкетирование учащихся с целью - узнать их мнения. Это конечно нам значительно помогло. Мы даже и не догадывались, сколько проблем возникает у учеников в процессе учебы. Это анкетирование мы проводили у учащихся 7 «А» класса.

Были такие вопросы:

№1 - Часто ли вы не хотите идти в школу?

№2 - Хотите ли вы, вообще, учиться?

№3 - Как вы считаете, каков процент учеников, которые не хотят учиться?

№4 - Назовите основные причины нежелания учиться.

№5 - Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?

Ответы на первый вопрос (Часто ли вы хотите идти в школу?) такие:

«НЕТ» - ответило 10 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 6 человек из 27.

Итак, мы видим, что почти половина (даже больше на одного человека) хочет ходить в школу. Но зачем? Только для того что бы общаться и дружить что ли?

Ответы на второй вопрос (Хотите ли вы, вообще, учиться?) получились такие:

«ДА» - ответило 17 человек из 27;

«НЕТ» - ответило 7 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 3 человека из 27.

Значит, все-таки большинство хочет учиться. Но почему тогда не хочет? Потому что просто учащимся неинтересно!

Средний процент учеников, которые не хотят учиться составил - 76,7% учеников. И только всего лишь 23,3% составляют ученики, которые хотят учиться.

Ответы на четвертый вопрос (Назовите основные причины нежелания учиться) были очень разнообразны. Вот такие слова там встретились:

домашнее задание (сказали 3 человек из 27);

скучно (сказали 6 человек из 27);

не хочу (сказали 2 человек из 27);

проблемы с учителями (сказали 2 человек из 27);

сложно (сказали 5 человек из 27);

рано вставать (сказали 5 человек из 27);

личная жизнь (сказали 4 человек из 27);

лень (сказали 17 человек из 27).

Если действительно столько проблем у учеников в школе, то почему их нельзя как-то решить?

) «Плохое воспитание и простая человеческая глупость» - это объясняет то, что каждый родитель в раннем детстве ребенка должен был его приучить к работе.

) «Очень большая нагрузка, ведь получается детей, лишают детства! Если он хочет погулять, наверняка не сможет это сделать! Например, я сижу до двух-трех часов ночи за уроками!» - это объясняет то, что учителя думают только о своих предметах, и догадываются, что и другие учителя много задают.

) «Нет интереса к предметам» - эта фраза поясняет, как скучно сидеть на уроках.

Эти три фразы навели меня на мысль - ученики понимают, что им это нужно, но некоторые не успевают справляться с таким объемом домашнего задания, некоторые из-за огромного объема домашнего задания просто специально начинают не выполнять домашнюю работу, в надежде, что учителя поймут это, и станут меньше задавать, а некоторым просто скучно.

Последний вопрос №5 (Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?) был довольно творческий и ответы казалось бы должны были бы быть разнообразны, но нет. Ответы получились такие:

Делать уроки надо более интересными (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо легче и доступней преподносить материал (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо более технологичней (т.е. больше использовать компьютер, делать презентации) (ответило 2 человека из 19);

Делать уроки надо не загруженными до предела (ответило 3 человека из 19);

Делать уроки надо разнообразными (ответило 4 человека из 19);

Делать уроки надо с шутками (как утверждал наш класс очень интересно сидеть на уроке - физика; преподаватель Полянский Сергей Евгеньевич) (ответило 6 человек из 19);

Делать уроки надо с более мягкой оценкой (ответил 1 человек из 19);

Все устраивает (ответило 3 человека из 19).

Учителя, прислушайтесь, пожалуйста, к мнению учащихся. Постарайтесь, пожалуйста, проводить уроки такими, какими хочется нам - ученикам.

Глава 3 - «Опрос преподавателей»

Если некоторые учащиеся ссылаются на вину преподавателей, то почему бы не узнать мнение самих преподавателей. Мы решили провести опрос преподавателей.

Первый вопрос был таким - «Согласны ли вы с утверждением - Многие ученики 21 века не хотят учиться». Ответы получились такие:

«Да» - ответило 1 из 5 педагогов;

«Нет» - ответило 3 из 5 педагогов;

«50*50» (т.е. частично, а почти половина) - ответил 1 из 5 педагогов.

Большая нагрузка (с этим утверждением согласились 4 из 5 учителей);

Домашнее задание (с этим утверждением никто из учителей не согласились);

Скучно (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Не хочу (с этим утверждением согласились 1 из 5 учителей);

Проблемы с учителями (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Сложно (с этим утверждением согласились 3 из 5 учителей);

Рано вставать (с этим утверждением никто из учителей не согласились, говоря мне в ответ, что это просто распорядок дня);

Личная жизнь (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Лень (с этим утверждением все 5 учителей были согласны).

Следовательно, мы храбро может сказать, что главной причиной как по мнению учителей так и по мнению учеников, является простая лень.

Но к ответу о главной причине из-за чего многие ученики 21 века не хотят учиться является - лень можно только добавить, что лень не появляется сама по себе. Лень - это такое явление, появляющееся из-за какой-то причины. Так мы видим и с учащимся. Но из-за чего эта лень?

Глава 4 - «Польза или вред»

Как утверждают многие, и даже почти все родители учащихся вред их учебе приносит современная техника. В основном родители склоняются к телевизору и компьютеру. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пускать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои вкусы?

Вот несколько советов для того, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором и компьютером, и больше занимался уроками:

)Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

) Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут обязательно надо делать перерывы.

3) Если ребенок страдает невропатией <#"justify">1)Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.

Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.

) Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой".

) Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как с ним (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д.), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.

) Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие.

Глава 5 - «Как пробудить интерес к учебе»

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

Мотивация учиться во все времена у школьников – разная. Она зависит от активности рынка труда, качества образования, уровня развития гражданского общества и многого другого. EtCetera выяснял, почему у многих современных школьников мотивация отсутствует.

ФАКТ. По словам эксперта в сфере образования и спикера TED Кена Робинсона, в некоторых регионах США старшую школу бросают 60-80% учащихся. При этом Соединенные Штаты остаются одной из стран-лидеров по уровню финансирования сферы образования.

В Украине ситуация несколько иная – многолетние традиции образования и особенности рынка труда в нашей стране не позволяют школьникам бросать учебу. Однако это не отменяет того, что учиться в школе детям не интересно и их мотивация снижается с переходом в каждый следующий класс.

Кен РОБИНСОН , эксперт в области образования:

Раньше школьникам говорили: если будешь хорошо учиться в школе, то поступишь в вуз, получишь диплом и обязательно найдешь работу. Наши дети в это не верят, и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий.

ЗНАНИЯ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ. По мнению Робинсона, проблема современного образования, по крайней мере, в США (для Украины это тоже актуально, – EtCetera ) – в устаревании тех знаний, которые дети получают в течение учебы. Их уже невозможно применить на практике, потому что мир вокруг изменился. Это приводит к тому, что миллионы детей не видят смысла ходить в школу.

НЕСВОБОДА. Давление и контроль, которые испытывают на себе дети в системе школьного образования, также не прибавляют мотивации. Причем давление на ребенка оказывает не только школа, но и семья – родители ждут от него хороших оценок, примерного поведения, успехов в коммуникации с другими детьми. Все это погружает его в атмосферу несвободы, которая не дает выработаться внутренней мотивации.

Все, что остается в таких условиях – это мотивировать ребенка извне (угрозами, наказаниями или, наоборот, подарками). Однако внешняя мотивация не может работать вечно. Она, например, очень часто исчезает в подростковом возрасте.

Внутренняя же мотивация (самая сильная и значимая в жизни), по мнению российского психолога и лектора проекта «ПостНаука» Екатерины Патяевой, строится, в первую очередь, на свободе действий, помощи педагога и возможности общения со сверстниками в коллективе.

Успех такой мотивации доказал эксперимент американской учительницы Барбары Шил в 1960-х годах. Дав своим ученикам возможность самостоятельно определять для себя спектр работы на день (при этом она помогала им и корректировала их работу в случае необходимости), она добилась того, что ранее неуспевающий проблемный класс начал добиваться хороших результатов в учебе. Детям дали больше свободы и им стало интересно учиться.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ . Многие видели видеоролик, в котором учитель математики одной из турецких школ танцует перед классом с каждым учеником, который пришел к нему на урок. Дети в восторге – это позитивный заряд на весь день и мотивация посетить урок математики, в частности.

Вопрос подготовки кадров очень важен. Финляндия, чтобы добиться своих высоких позиций в международных образовательных рейтингах, сделала профессию учителя престижной и высокооплачиваемой. В школу в этой стране идут не те, кому не удалось поступить на прокуроров и экономистов, а те, кто доказал, что достоин учить детей. А это не только знание предмета, но и любовь к детям, креативность, умение вдохновлять своих учеников и находить общий язык с каждым.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ . К сожалению, в Украине сложилось довольно предвзятое отношение к школе. Не без оснований, конечно, но все же. Ребенок постоянно слышит критику в адрес школы, учителя, директора, школьной программы, МОН – всего, что должно быть авторитетным для него в силу возраста. В результате ученики перестают уважать педагогов, а образование в принципе перестает быть для них чем-то важным и требующим усилий.

Екатерина ГОЛЬЦБЕРГ , детский психолог (из интервью Украинской правде):

В обществе обесценены институт школы как таковой и, прежде всего, статус учителя. Когда у ребенка сформирована негативная позиция по поводу школы или учителя, он идет в школу, уже настроенный на то, что там, куда он идет, плохо. Обесцененный учитель не может учить.


ИСКАЖЕННАЯ ЭТИКА.
Еще одна причина, по которой дети разочаровываются в учебе – это размывание этических границ и норм самими взрослыми. Например, детей в школе учат вести себя хорошо, не списывать, вести здоровый образ жизни, уважать собеседников, в то время как взрослые все эти правила все время нарушают, и часто именно это становится залогом их выживания, продвижения по карьерной лестнице и достижения собственных целей. Наблюдая за этим, ребенок чувствует «подвох», как будто его учат утопическим вещам, которые не имеют ничего общего с действительностью и никак не помогут в жизни.

И это одна из тех причин, которые невозможно исправить изнутри системы образования. Ведь школа все делает правильно – воспитывает в детях созидательные черты характера и привычки.

А РАНЬШЕ? Наши родители (а также – бабушки и дедушки) жили в мире, где образование расценивалось как нечто, что делало человека гражданином и достойным членом общества. А высшее образование и вовсе было «путевкой в лучшую жизнь». Поэтому, а также потому, что учитель был главным источников знаний, авторитет школы и мотивация к учебе были очень высокими. Альтернативы школе не было, и это понимали все.

Но времена изменились. И то, что делало школу центром знаний и социальных коммуникаций, уже не работает. Современной школе нужно решать проблему кадров и организовывать учебный процесс по новым принципам, которые отвечают уровню активности детей и их интересам.

14

Счастливый ребенок 24.10.2017

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком. Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены. Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться. Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки. По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы. Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом. Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. Главная задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа . Клип группы Любовные истории .

Смотрите также

14 комментариев

    Марфа
    19 Сен 2018 в 6:32

    Ответить


Самое обсуждаемое
Гениальная месть мужу за измену: принципы и правила наказания Гениальная месть мужу за измену: принципы и правила наказания
Что нужно знать о грибке ногтей и стоп и их лечении Что нужно знать о грибке ногтей и стоп и их лечении
Как добывают алмазы? Где добывают алмазы? Где добывают алмазы в России? Мировой алмазный рынок Как добывают алмазы? Где добывают алмазы? Где добывают алмазы в России? Мировой алмазный рынок


top