Кто такие мизантроп и филантроп. Что такое филантропия и кто такой филантроп Кто такой филантроп

Кто такие мизантроп и филантроп. Что такое филантропия и кто такой филантроп Кто такой филантроп

Весной Россию ждет крупное и очень значимое событие: награждение номинантов Международной премии «Филантроп-2014». В восьмой раз премию будут вручать инвалидам, которые победили свой недуг, добились больших успехов в самых разных сферах. Эта премия объединила артистов, врачей, чиновников, предпринимателей, пытающихся помочь людям с ограниченными возможностями. Разные люди России объединились под знаком этого проекта, чтобы помочь талантливым инвалидам смело шагнуть в будущее.

Российский филантроп - кто это?

К сожалению, сегодня далеко не все помнят значение этого термина. Словари поясняют, что филантроп - это такой человек, который часть заработанных средств или часть своего состояния отдает тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно. Самой древней формой филантропии была милостыня, которую верующие подавали нищим, просящим возле монастырей или храмов. Сегодня благотворительность не сводится только к милостыне: понятие стало намного шире. Современный филантроп - человек, способный своими действиями или деяниями поддерживать тех, кто в этом нуждается. К сожалению, в международном списке благотворителей-олигархов Россия занимает 127-е место из 145. Вездесущие статистики установили, что ежегодно 15 наиболее состоятельных россиян жертвуют на благотворительность столько же, сколько Билл и Миранда Гейтс. Только гендиректор «Норникеля» В. Потанин придерживается клятвы, которую в свое время дали Гейтс и Баффет. Он пообещал (и пока выполняет свое обещание) больше половины своего благосостояния отдать на добрые дела. К счастью, Потанин не единственный, кто поддерживает нуждающихся.

Самые известные филантропы России

Так кто же такой филантроп? Значение слова каждый человек сегодня понимает по-своему. Так, например, Р. Абрамович состояние тратит на поддержание футбольной команды, считая это филантропией. Сулейман Керимов отчисляет средства на операции тяжелобольным детям. Иногда он поддерживает школы. Виктор Вексельберг жертвует долю своего состояния, чтобы вернуть России ее Каждый из них и прочих состоятельных людей самостоятельно решает, что или кого он будет поддерживать. жена известного олигарха, сетовала на то, что некоторые оказывают помощь только тогда, когда их настойчиво просят об этом В. Путин или Правительство. Что еще подразумевается под термином «филантроп»? Значение слова противопоставляется понятию «мизантроп» и подразумевает бескорыстную заботу об улучшении жизни человечества в целом, беззаветное человеколюбие в самом широком смысле. Так, известный в нашей стране филантроп В. Евтушенков очень давно занимается благотворительностью по нескольким направлениям.

Владимир Евтушенков и его вклад в благотворительность

В. Евтушенков - пожалуй, самый известный в России филантроп. Председатель совета директоров АФК «Система». Он создал собственный фонд, оказывающий поддержку науке и образованию, спорту. Фонд старается сохранить культурное наследие страны, улучшить социальную жизнь. Сотрудники Фонда тоже по-своему понимают термин «филантроп». Значение слова не исчерпывается для них исключительно финансовыми пожертвованиями, хотя только одному Русскому Музею фонд ежегодно передает миллион рублей. Сотрудники всячески поддерживают молодых ученых, спортсменов, создавая им условия для развития таланта, помогая продвинуться, стать известными. Именно В. Евтушенков и его Фонд помогли открыть в стране несколько виртуальных филиалов Русского Музея. Одного из сподвижников В. Евтушенкова спросили: «Филантроп - кто это?» Он дал мудрый и однозначный ответ. Согласно его определению, филантроп - это человек, который хочет улучшить существование других.

Чем занимаются другие российские филантропы?

СМИ ежегодно составляют топ российских предпринимателей, жертвующих значительные суммы на благотворительность. Рейтинг, в отличие от словарей, не помогает понять, что значит «филантроп», но наглядно показывает размеры благотворительности. Последние два-три года его возглавлял Р. Абрамович. Из своего состояния (12,5 млрд $) он потратил на благотворительность 310 миллионов. Ненамного отстал от него основатель USM Holdings Алишер Усманов. Он всего на полмиллиарда долларов «беднее» Абрамовича, однако это не помешало ему 247 миллионов потратить на поддержку спорта, искусства и науки. Интересно, что в прошлом мецената есть немало темных моментов: он был осужден на 8 лет, но позже освобожден досрочно. Дело признали сфабрикованным.

Несколькими строками ниже в рейтинге расположился А. Мордашов, генеральный директор ЗАО «Севергрупп». За последние три года он пожертвовал 103 миллиона из 9,5 миллиардов. Пятидесятивосьмилетний вице-президент Лукойла и владелец «Спартака», обладая «небольшим» состоянием в 5,2 миллиарда, 31 миллион истратил на благо общества. Всего в список входят 15 предпринимателей-филантропов.

Клятва дарения

Так кто же такой филантроп? Человек, который считает благотворительность зовом души или обязательством? Разные люди по-разному отвечают на этот вопрос. Американцы, привыкшие из всего делать шоу, придумали «Клятву дарения». Так Билл Гейтс и назвали свою филантропическую кампанию, стартовавшую в 2010 году. Движение, по словам его основателей, призвано сподвигнуть всех состоятельных и значимых людей планеты отдать большую часть нажитого состояния в пользу нуждающихся. К началу 2013 года движение поддержали 105 богатейших фамилий мира, а минимальная сумма ожидаемых пожертвований составляет 125 миллиардов долларов.

Интересно, что тот же россиянин В. Евтушенков и многие его сподвижники не дают никаких клятв и обещаний, но ежегодно оказывают ощутимую помощь науке, спорту, тратят деньги на решение социальных проблем. За рубежом также не все поддерживают «Клятву дарения». Так, бывшая светская львица, финансовый гений, филантроп Лилиан Бетанкур отказалась присоединиться к движению, оставив свое решение без комментариев. В то же время она имеет свой Фонд с капиталом около 150 млн €, половина из которых ежегодно уходит на поддержку научных разработок и образования.

Женщины-филантропы

Не одинока. Есть немало женщин, которых называют понятным всем словом «филантроп». Кто это? Вот самые известные, те, кто возглавляет список богатейших дам мира.


Филантропия: за и против

Филантропия, как и любое общественное явление, понятие неоднозначное. Несомненно, что благотворительные фонды всего мира свою гигантскую мощь используют для развития науки и здравоохранения, культуры и образования.

Огромную пользу принесли программы социальной помощи, которые основали еще Карнеги и Рокфеллер. Благодаря этим программам благополучное существование было признано одним из основных прав человека. Движение филантропов помогло спасти многие жизни, оказало неоценимую помощь многим социальным сферам.

Но не все так однозначно. В США работа фондов мало чем отличалась от политики государства, главной целью которого считается «всеобщее благоденствие». Постоянно оказывая помощь малоимущим, политики и филантропы изменили ситуацию так, что в США выросло несколько поколений людей, ставших фактически иждивенцами. Привыкнув к благотворительной помощи, они не хотят работать. Эти люди лишились самостоятельности, стали зависимыми от постоянной социальной помощи. Многие из них не желают работать, неспособны самостоятельно изменить свое положение.

Отрицательно сказалась такая благотворительность и на мигрантах. Они одновременно получали социальную и образовательную помощь. Образовательные программы в итоге привели к размыванию этнических ценностей, утрате национальной самобытности национальных меньшинств. Тем не менее именно социальные благотворительные программы способны решать задачи и проблемы, на которые у государства не хватает средств и времени. И в этом главная сила и польза филантропии. Все же участники таких движений называются филантропами, т. е. людьми, отдающими часть нажитого тем, кто нуждается в помощи.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 № 5 Р.Г. АПРЕСЯН

Филантропия: милостыня или социальная инженерия?*

В российском общественном мнении благотворительность, как правило, понимается как усовершенствованная и поставленная на поток раздача материальных благ (в первую очередь денег и оборудования, а также пищи и одежды). Необходимо усилие для того, чтобы увидеть благотворительность в бесплатном предоставлении услуг, передаче знаний и умений. Установка же благотворителя на то, что благотворительность может быть средством воздействия на социальную практику, воспринимается с глубоким подозрением и может встречаться общественным мнением в штыки. Здесь возникает существенный вопрос о том, что такое филантропия и какими должны быть филантропические организации.

Что такое филантропия?

Филантропия (благотворительность) - это деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова1) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут быть финансовые и материальные средства, способности и энергия людей. Благотворительность нередко понимают как подачу милостыни. В мотивах и ценностных основаниях благотворительности и милостыни много общего. Но как определенного рода общественная практика благотворительность отличается от милостыни. Милостыня представляет собой индивидуальное и частное действие; в основном она дается просто нуждающимся даже без явной просьбы с их стороны. Она ориентирована на ослабление суровой и не терпящей промедлений нужды. Благотворительность же носит организованный и по преимуществу безличный характер. Даже в случаях обеспечения реализации идивидуальных начинаний (проектов) имеются в виду общественно значимые цели. Она осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Вклады в университеты, музеи, больницы, храмы, экологические проекты, равно и в фонды, берущие на себя рациональное распределение собранных средств, - все это филантропия не зависимо от того, направляется ли помощь именно бедным или тем, кто нуждается в помощи.

Милостыня - это помощь в насущно необходимом. Филантропия также проявляется в ситуациях необходимой неотложной помощи (голодающим, терпящим бедствие и т.д.). Масштабные национальные и международ*Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта по гранту Программы поддержки исследований (Research Support Scheme) Института "Открытое общество" Фонда Дж. Сороса. 1 Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и испытывающие недостаток в дополнительных средствах для реализации своих личных и профессиональных интересов. А п р е с я н Рубен Грантович - доктор философских наук, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. ные филантропические акции по оказанию гуманитарной помощи отдельным населенным пунктам или целым районам и даже народам, оказавшимся в острой нужде из-за стихийного бедствия, военного конфликта или экономической катастрофы, предпринимаются постоянно, особенно в последние десятилетия. Однако опыт показывает, что такого рода помощь наиболее эффективно осуществляется государственными организациями или при поддержке государственных служб (имеется в виду необходимость экстренной мобилизации ресурсов, привлечения дорогостоящих транспортных средств и т.д.). Более того, любая чрезвычайная или систематическая помощь остро нуждающимся, по-видимому, должна быть предметом государственного или государством организованного и субсидируемого попечения, поскольку филантропия добровольна. Чрезвычайная помощь или систематическая помощь остро нуждающимся должны быть непременными, иными словами, не зависящими от чьейлибо доброй воли. Филантропия же, помогая в насущно необходимом, также может поддерживать людей и организации просто в желаемом. В этом плане филантропия представляет собой дополнительный фактор автономии и свободы людей - индивидуальных лиц и организованных в сообщества.

В последние десятилетия (начиная с 60-х годов) сложилось устойчивое представление о филантропии не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной, т.е. "общественной", деятельности в собственном смысле этого слова2. Такую активность называют еще "добровольной", хотя иностранное слово "волонтерская", принятое в русском языке для обозначения иного рода вещей, здесь, может быть, более уместно.

Филантропия, как было сказано, направлена на общее благо. Точная квалификация этого понятия имеет важное значение не только с социологической, но и с юридической точки зрения в обществах, где благотворительность и благотворительные взносы освобождаются от налогов. По определению Д. Берлингема, к ней следует относить деятельность: а) цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; б) которая не предпринимается с целью получения прибыли; в) по административному распоряжению . Очевидно, это неоплачиваемая активность. Сюда же относится деятельность групп взаимопомощи и разного рода гражданских инициатив в рамках профессионального и культурного развития, природо и культуроохранных акций и кампаний.

Филантропической является и деятельность, в которой реализуются помимо общественных и личные интересы, в частности такая, которая предпринимается исключительно из личных интересов, но посредством которой достигаются и общественно значимые результаты. "Гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели вместе взятые" - это заслуживающее внимание, не без сарказма высказанное Б. Мандевилем замечание как раз указывает на возможность такого парадоксального сопряжения частных и общих интересов, которое может смущать нравственное чувство, но должно быть тем не менее предметом разумного внимания законодателя, заинтересованного в стимулировании филантропии.

Безразличный для законодателя, но существенный в плане социальной стратификации и социальной мобильности момент заключается в том, что филантропия (в странах с давними ее традициями) является знаком социального статуса. Речь не идет об архаичных стереотипах, отражавших практику благотворительности и помощи (в средневековом обществе), когда благодеяние оказывал богатый бедному, но в социально определенной ситуации отношений старшего и младшего, когда сам факт благодеяния обозначал (а в более поздние времена устанавливал).Добровольная работа в благотворительных кампаниях может быть самой различной по своїм функциям: всегда требуются организаторы {sponsors), зазывалы (boosters), добыватели денег ("фондрайзеры"), наставники (coaches), ведущие (leaders) и т.д. . Слово "добровольный" часто употребляется в значении "произвольный", т.е. самостоятельный (например, некто добровольно, т.е. сам, выплачивает штраф за просроченный коммунальный платеж, хотя о кантовской доброй воле здесь говорить не приходится ченных в ситуацию людей. В наше время элементы той практики в снятом виде сохраняются в рамках филантропии традиционных элит (разумеется, в странах со стабильными традициями филантропии).

Учитывая сказанное о филантропии, насколько обоснованно предположение, что деятельность, в которой жертвуются материальные и личностные ресурсы, может осуществляться нецеленаправленно, без серьезного и ответственного планирования, призванного обеспечить ее максимальную эффективность? Ответ столь очевиден, что сам вопрос можно считать риторическим. Филантропические усилия могут быть и неэффективными. Но, по крайней мере в идеале, филантропия - это всегда целенаправленная, программно организованная, планомерная, сориентированная на позитивный практический результат деятельность. Также очевидно, что планированию подлежит не только исполнительская работа организации. Исходя из своих уставних задач, она принимает решения, формирует программы, разрабатывает или инициирует проекты. Через определение целевых задач и приоритетов, программирование и проектирование филантропическая организация в той мере, в какой ее деятельность имеет общественный резонанс и социальный эффект, осуществляет определеннуюь политику, утверждает свою идеологию или философию. Необходим поворот в общественном мнении для осознания очевидности того, что организованная филантропия - это не повышенная в масштабах милостыня. Это один из механизмов, обеспечивающих стабильность развитого гражданского общества.

Благотворительные фонды и социальная политика государства

Как бы "филантропичны" ни были филантропы, общество заинтересовано в определенных ограничениях их деятельности, которые гарантировали бы его независимость от частных благотворителей. Эти ограничения предполагаются уже самой квалификацией филантропического фонда, определяющей его правовой статус как негосударственной, некоммерческой, самоуправляющейся через попечителей или директоров организации, которая обладает безвозмездно предоставленным капиталом, распределяемым в виде грантов (субсидий/стипендий) или призов, призванных содействовать социальной, образовательной, благотворительной, религиозной и другой деятельности, направленной на общее благо 4.

Этой квалификацией задаются ограничения как на коммерческую деятельность, что, очевидно, не вызывает споров, так и на политическую деятельность. К определению филантропического фонда можно добавить, что это организация не только некоммерческая и негосударственная, но и не ставящая перед собой непосредственных политических целей: филантропические организации не должны быть ни машинами пропаганды", ни стимуляторами негативной по отношению к общественному status quo деятельности, будь то прямые действия граждан и гражданських организаций или лоббирование в законодательных органах новых законов, не говоря о поддержке политических партий и движений.

Но эти ограничения должны носить не только запретительный, но и стимулирующий характер. Частные фонды, если они действительно существуют (и существуют как частные), могут играть в обществе особую роль. Разумеется, нереалистично ожидать, что с их помощью будут решены все социальные проблемы, до которых у государства не доходят руки. Но непременно следует ожидать, что фонды полно и эффективно смогут реализовать то особое положение, которым они обладают в обществе. У фондов нет чудодейственных рецептур. В данной статье достаточна характеристика фонда как негосударственной и некоммерческой организации и мы не придаем значения тем особенностям в деятельности фондов (и ее правовом регулировании), которые обусловлены различием между частным и общественным фондами. По критериям, принятым в США, частным является фонд, основанный одним физическим лицом (жертвователем), семьей или компанией; если же капитал фонда создается несколькими донорами (жертвователями), то это - общественная благотворительная организация (public charily), например разного рода местные фонды (community foundations) общественного института возможность быть независимыми от рыночных механизмов или давления избирателей, благодаря чему при решении сложных общественных проблем могут строить долгосрочные стратегии и аккумулировать значительные интеллектуальные и профессиональные ресурсы для их компетентного и неконъюнктурного практического воплощения.

Филантропические организации - это негосударственные организации. Последнее характеризует не только их юридический статус: они открыты обществу во многих отношениях. Их активность может и не быть совершенно публичной. Другое дело, что необходимо обсуждение того, что в деятельности филантропических фондов или отдельных благотворителей подлежит общественному и государственному контролю и каковы могут быть рациональные критерии для оценки, равно как и самооценки филантропической деятельности.

Фонды располагают и распоряжаются огромными финансовыми ресурсами, подчас сопоставимыми с некоторыми статьями государственного бюджета. Очевидно, это обстоятельство неоднозначно: масштабы и возможные социальные последствия вызывают оправданный вопрос о соотношении фондов как института гражданского общества и государства. Этот вопрос касается даже не контроля, а власти: кому при таких значительных масштабах деятельности фондов в определенных сферах общественной жизни принадлежит приоритет и, стало быть, власть – негосударственным фондам или государству. Одновременно возникает вопрос и о подотчетности негосударственных фондов обществу. Этот вопрос актуален не только в бедных обществах, в которых действуют (напрямую или через слои филиалы) богатые заграничные фонды, подчас способные конкурировать с государством в реализации отдельных направлений социальной, научно-образовательной или культурной политики.

Проблеме соотношения правительственной (государственной) социальной помощи и частной благотворительности уделял специальное внимание Дж.С. Милль еще во времена, когда частная филантропия не получила полномасштабного на уровне общества в целом институционального развития. Между правительственной помощью и частной благотворительностью имеются существенные различия. Главное из них заключается в том, что правительственная помощь носит государственный характер, сориентирована на интересы государства, подчас именно конъюнктурные, и интересы конкретных людей при этом часто действительно не принимаются во внимание . В этом несомненное достоинство государственной помощи: она может быть безличной (и оттого восприниматься как бездушная), но она обязательна. Она должна быть непременной, поэтому обеспечение неимущих, настаивал Милль, должно зависеть от закона, а не от частной благотворительности. Про старую благотворительность, т.е. благотворительность, которую Милль наблюдал, он говорил, что у нее нет возможности для планомерности и систематичности: в одном месте много, в другом - мало. Но то же можно сказать и о современной благотворительности: она не претендует на всеохватность, хотя порой и способна на нее. Милль предъявлял особые требования к государству относительно непременности помощи неимущим. Его аргументация была по-своему неотразимой: "Поскольку государство по необходимости должно содержать неимущего преступника, пока он отбывает свое наказание, то не делать того же для бедняка, не совершившего никакого преступления, значит вознаграждать за преступления" . Так что государство должно помогать неимущим. Другое дело, что эта, как и всякая другая, помощь должна быть рациональной. Миллю принадлежит важная формулировка, которую можно было бы назвать "прагматическим правилом" благотворительности: "Если помощь предоставляется таким образом, что положение лица, получающего ее, оказывается не хуже положения человека, обходившегося без таковой, и если к тому можно добавить: ей трудно претендовать на всеохватность в условиях огромных государств. Так, при всех усилиях современных частных фондов в России добраться до самых отдаленных уголков реципиентами индивидуального конкурсного субсидирования являются главным образом жители центров (в первую очередь Москвы, затем Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска) же на эту помощь могли заранее рассчитывать, то она вредна; но если, будучи доступной для каждого, эта помощь побуждает человека по возможности обходиться без нее, то она в большинстве случаев полезна" . По сути дела, для Милля это и было основным регулирующим ограничением филантропии. А что сверх помощи неимущим, то, как не непременное, но только желательное, может быть уступлено частной благотворительности: в отличие от государственной помощи она может позволить себе делать различие между отдельными случаями действительной нищеты, чтобы кому-то помогать, а кому-то нет: помощь, идущая от частной благотворительности, избирательна, здесь важно лишь, чтобы распределители помощи не брали на себя функции инквизиторов и руководствовались рациональными мотивами, а не капризом .

Сколь ни проницателен был Милль, формулируя "прагматическое правило" помощи, он не увидел существенной практической разницы между государственной помощью и частной филантропией. Нет нужды обращать внимание на то, что аргумент "от преступников" не убедителен, а только остроумен и, безусловно, моралистичен: государство обращает внимание на преступников и окружает их вниманием пенитенциарных учреждений не инициативно, а вынужденно, в ответ на произведенные ими противоправные действия. Неимущие и нуждающиеся не провоцируют таким образом внимание государства, и они не настолько опасны, как преступники. Существо дела в другом. Как показывает разнообразный опыт, именно на ниве государственной помощи, независимо от характера государственной системы имеют место самые крупные злоупотребления, и чем "государственнее" государство, т.е. чем меньше оно контролируется обществом, тем больший масштаб приобретают злоупотребления. Злоупотребления встречаются и в деятельности частных благотворительных фондов; однако обычно более строгий контроль со стороны попечительских советов фондов, а также фискальных служб государства эффективно блокирует такие нарушения. К, тому же частные филантропические фонды не зависят от государственного бюджета.

Они более маневренны и оперативны в оказании помощи, в особенности программной, и, как уже говорилось, менее подвержены конъюнктуре. Роль частной благотворительности в западной истории XX столетия трудно переоценить. Именно активная деятельность филантропических фондов привела к снижению радикализма в политической борьбе, находившейся в зените в XIX веке . Было бы упрощением представлять дело таким образом, что фондам путем финансовых вливаний удалось задобрить политических активистов народной оппозиции и сбить накал политической борьбы. С самого начала фонды Н. Рокфеллера, Д. Карнеги, затем Г. Форда стремились к научной обоснованности своей активности. Эти крупные промышленные и финансовые магнаты приложили все усилия, чтобы организационная сторона филантропии была рационализирована не меньше, чем известная им экономическая деятельность. В ходе развития благотворительных фондов фактически произошла организационная революция, благодаря которой постепенно сформировалось новое пространство общественной практики, где в основе принятия решений и оценки их исполнения лежит экспертиза профессионалов, а нет тех, кто осуществляет общее управление или исполняет решения .

В другой статье на эту тему я уже отмечал, что во второй половине прошлого столетия в деятельности американских филантропических организаций произошли значительные перемены, обусловленные переворотом во взглядах на филантропию ее предназначение связывается с усовершенствованием общества: абстрактное еще для кого-то "благо ближнего" наполняется конкретным смыслом блага сограждан, блага общества. Смысл филантропии усматривается в распределении не просто потребительских благ, а средств, с помощью которых люди сами могут достичь (приобрести) потребительские блага. Такое понимание общественной миссии филантропии предполагало ее перестройку как общественно значимой и целенаправленной деятельности на принципах научности, технологичности, планирования и контролирования результатов. Исходя из новейших результатов развития конкретных социальных наук, организаторы филантропии (а это были главным образом крупные частные фонды) попытались применить в этой сфере принципы социальной инженерии, предполагавшие формулировку проблем в терминах объективно фиксируемых критериев, определение поддающихся контролю целей и тщательный выбор средств, обеспечивающих достижение конструктивных практических результатов.

При этом предполагалось, что технологизация филантропии не подменяет милосердности: филантропия принципиально нереволюционна, а она не должна разрушать существующий порядок ради нового порядка - жизнь меняется силами самих людей, а не активистов-филантропов, филантропы лишь инициируют эти изменения.

Благодаря своей многопрофильности фонды в Америке первой трети XX столетия стали выполнять по отношению к образованию, науке, культуре те функции, которые в Европе традиционно исполняло государство. Более того, в политическом плане широкое развитие филантропических фондов в Америке можно рассматривать как демократическую реакцию на закрытость для общества государственной машины, в которой ключевые роли принадлежали судам и партиям. Основание фондов открывало новый путь - в обход государства - к власти, как способности воздействовать на социальные процессы.

Более всего дискуссии относительно социальной значимости частной филантропии развились на рубеже 70-х годов. К этому времени в полной мере проявились как положительные, так и отрицательные тенденции социально и социально-политически ориентированной филантропии. Начиная с Карнеги и Форда филантропические фонды использовали свою огромную мощь для развития здравоохранения, образования, искусств. Широкие гражданские движения за равные политические и социальные права в Америке 50-60-х годов привели к тому, что в деятельности крупнейших фондов (Форда, Рокфеллера, Карнеги), приоритеты политики которых стали определять леволиберальные интеллектуалы, возобладали идеи коренного реформирования общества. Но к чему это привело? С 60-х годов адепты таких фондовых политик сделали благополучие одним из обязательных прав человека. Это в совокупности с расширенными программами государственной социальной помощи привело к тому, что в США выросло несколько поколений людей, привыкших к зависимости и не желающих социальной самостоятельности. Фонды всячески стремились к расширению размеров материальной компенсации неимущим, в этом проводимая ими линия немногим отличалась от социальной политики государства, провозгласившего курс на создание "общества всеобщего благоденствия", что только укрепляло социально-классовые перегородки. Одновременно проводимые этими фондами просветительские и образовательные программы для этнокультурных меньшинств, внешне вполне прогрессивные, реально способствовали размыванию традиционных для этих меньшинств ценностей и обострению свойственных им социально-экономических и социально-психологических (например, связанных с идентификацией) проблем. В какой-то момент фонды - эти могущественные институты гражданского общества оказались в роли политических таранов, способных изнутри расшатать американскую систему.

Осознание пагубности такой фондовой политики заставило по-новому взглянуть на роль филантропических фондов в обществе - с точки зрения не доноров и не реципиентов филантропической помощи, а именно общества. Наиболее острый вопрос касался того, является ли жертвование и расходование средств делом самих жертвователей или оно должно быть предметом общественного контроля. Мак Дональд обратил внимание на то, что если в годовом отчете за 1938 год президент Carnegie Corporation, С. Myrdal ратовал за содействие беспристрастным научным исследованиям, которые позволили бы обществу лучше понять себя, то в отчете за 1968 год тогдашний президент этого фонда. Pifer, наоборот, выражал надежду, что деятельность фонда поможет сотрясти доставшиеся от прошлого стерильные общественные институты и механизмы, если фонд будет поддерживать те напористые новые общественные организации, которые благополучные слои американского общества рассматривали бы как источник беспокойства и, возможно, опасности . вопрос касался стандартов осуществления выбора между общественными и частными интересами в определении приоритетов распределения филантропических средств. Далее, обсуждался вопрос относительно того, кому в конечном счете должны быть подотчетны и кому реально подотчетны фонды. Наконец, кто определяет приоритеты филантропической помощи и каковы критерии эффективности и полезности филантропических программ.

По-видимому, в эти годы происходит и очередное переосмысление роли филантропии в обществе. Под филантропией начинают понимать также общественную деятельность, и в качестве содержания филантропического действия рассматриваются не только денежные пожертвования, но и пожертвования личного времени, добровольные и безвозмездные профессиональные или личностные усилия, направляемые на общее благо, благо других людей.

Рациональность филантропии

Филантропия должна быть разумной, несомненно, рачительной и никогда не расточительной. Крупнейшие частные благотворительные фонды США7 не случайно носят имена знаменитых предпринимателей и финансистов - Рокфеллера, Карнеги, Форда, Сороса. Это люди, сумевшие применить свои знания и талант к достижению успеха в экономической деятельности. Но их филантропическая активность не была бы столь же успешной, как их предпринимательская деятельность, если бы они просто щедро делились заработанной прибылью, а не распределяли бы средства, используя те же принципы рациональности, которые оправдали себя в деле приобретения средств.

Впрочем, эта мысль столь же древняя, сколь сама благотворительность. Интересные замечания на этот счет находим уже у Сенеки, в особенности в одном из его последних трактатов "О счастливой жизни". Рассуждая о мудреце, Сенека утверждал, что богатство нисколько не унижает мудреца, если оно нажито честным путем и если оно не унижает кого-либо, в том числе его самого. Богатство само по себе не ценно для мудреца, поэтому он с радостью будет его раздаривать. Однако не без разбору, а исходя из определенных принципов, поскольку он всегда отдает себе отчет как в расходах, так и в доходах. Сформулированные Сенекой положения вполне актуальны в качестве наиболее общих критериев филантропической деятельности, они развивают и уточняют прагматическое правило Милля. Щедрость мудреца универсальна: для него не важно, кому оказывать благодеяние - он просто творит благо людям. Но его щедрость осмотрительна, он выбирает наиболее достойных для этого, имея в виду, что благодетельствовать следует хорошим людям или таким, которые могут стать хорошими благодаря помощи. Щедрость должна быть уместной и целесообразной, "потому что неудачный дар принадлежит к числу постыдных потерь" .

Мудрец именно дарит, т.е. он не предполагает получить обратно. Но при этом он старается не потерять. Кому-то он дарит из сострадания, кому-то оказывает помощь, поскольку тот заслуживает, чтобы его спасти от разорения, в отличие от другого, которому, как очевидно, никакая помощь не поможет; кому-то предлагает помощь, а кому-то навязывает ее. Мудрец, одаривая, не ожидает взаимности. Но к дару он относится так, как если бы это был кредит или вклад, прикидывая, можно ли будет возвратить полученное; иными словами, насколько те, кому помогают, могут воспользоваться полученным на благо себя и тем самым не промотать его.

Все эти замечания свидетельствуют о том, что Сенека весьма прагматичен в отношении к благодеянию, для него благодеяние - не ритуал, не просто обычай и, конечно, не развлечение. В основе благодеяния лежит человечность, оно вдохновлено высокими мотивами. Но вместе с тем это - дело; к нему надо подходить по-деловому, рационально, стремясь к тому, чтобы оно было эффективным и успешным. Замечания Сенеки относятся в первую очередь к индивидуальной благотворительности крупнейшие фонды США составляют 16% всех фондов и распределяют 62% всего объема средств (они высказывались в отношении именно индивидуальной благотворительности), однако они в полной мере сохраняют свое значение и по отношению к организованной благотворительности, тем более что в наше время люди благотворительствуют индивидуально лишь посредством милостыни, чаще же и, как правило, - через посредников, очевидно, полагая (порой небезосновательно), что посредники, посвятившие себя благотворительности, представляют организацию, фонд, а на этом уровне благотворительная деятельность ведется эффективно, "по науке".

Известно, что слово «филантроп» имеет греческие корни и означает дословно человека, который любит людей. С годами этот термин приобрёл немного иное значение и сейчас им именуют персону, которая жертвует денежные средства на благотворительность, помогает всем бедным и нуждающимся. Такие вот они, филантропы современности. Антонимом слова «филантроп» является понятие «мизантроп», это человек, который сознательно не стремиться к каким-либо контактам с людьми.

О первых филантропах

В древних текстах даже сохранились упоминания о таких бескорыстных людях, которые готовы пойти на любые жертвы ради других. К примеру, в Древнем Риме этим словом называли людей, которые жертвовали из своего кармана денежные средства в пользу государства, которое в свою очередь помогало малоимущим. Обычно такие дела возлагали на свои плечи патриции, которые жили в материальном достатке. Время от времени в благотворительной деятельности принимала участие церковь, хотя обычно всё это осуществлялось только для поддержания, так называемого авторитета и вряд ли такая модель поведения характерна для истинного филантропа, который всё делает из высших побуждений и лишь безвозмездно.

Действительно ли они любят людей?

С недавнего времени филантропия закрепилась в науке, и первым доктором филантропии стала представительница США Джен Шанг, которая посвятила своё исследование изучению и анализу любви к людям. У исследовательницы имеется учёная степень по психологии, и благодаря работе таких специалистов богатые люди жертвуют миллиарды денег во благо той или иной отрасли. Можно смело расценивать филантропию как средство управления людьми, которые привыкли заботиться о человечестве.

Они вошли в историю

Самой известной женщиной-филантропом является Мать Тереза, которая посвятила свою жизнь помощи людям и более 45 лет служила бедным, больным и сиротам. За свои заслуги перед обществом Терезу причислили к лику блаженных, и называют её Блаженной Веса из Калькутты. Джон Рокфеллер отдал на благотворительность большую часть своих денежных средств, поддерживая строительство церквей и зданий в Нью-Йорке. Майкл Джексон знаменит не только своими песенными хитами и уникальными хореографическими постановками, он за всю свою жизнь вложил не один миллион долларов в различные благотворительные организации.

Мизантропы – персоны ненавидящие людей

С греческого языка термин «мизантроп» переводится как ненавидящий людей . Такие особы неразговорчивы, они с презрением относятся к окружающим людям. Одни мизантропы получают искреннее наслаждение от своей ненависти к людям, а другие страдают от этого качества. Психологи говорят о том, что порой мизантропия может перерасти в нечто большее, когда человек сознательно сторонится любого общения, избегает близких и родных людей и ведёт себя крайне отчуждённо. Эти два слова «филантроп» и «мизантроп» являются антонимами, которые характеризуют истинное отношение человека. Мизантропы стремятся по максимуму ограничить свой круг общения и формируют его очень тщательно и всегда подходят к этому процессу со всей сознательностью.

Кто-то называет таких людей злыми и говорит о мизантропах исключительно в негативном контексте. На самом деле большинство мизантропов не желают зла другим людям, просто они смотрят на всех свысока и порой даже прикладывают ряд усилий, чтобы всё исправить. В истории остались имена известных мизантропов: Артур Шопенгауэр – любитель критиковать всех вокруг, Джонатан Свифт, высмеивающий в своих произведениях людей, посредством сатиры.

Благотворительные фонды

Современные богачи сначала сделают пожертвование, а потом расскажут об этом всему миру. Такая модель поведения прослеживается у тех, кто стремиться поднять свой рейтинг, но в любом случае они приносят своим поведением пользу. По всему миру создаются специальные фонды, которые предлагают богатым людям делать пожертвования в пользу тех, кто в них действительно нуждается. Каждая из организаций преследует особую цель, к примеру – собрать средства для сирот, беженцев или людей, которые страдают от тяжёлых заболеваний. В американском журнале «Форбс» довольно часто публикуют различные рейтинги, и недавно они уделили внимание филантропам. Был создан список из 50 человек, которые пожертвовали максимальную денежную сумму в фонд малоимущих. 40 представителей данного списка являются также и самыми богатыми людьми на планете Земля.

Знаменитые филантропы

Чета Гейтсов Мелинда и Билл ежегодно жертвуют из своего состояния по несколько миллиардов долларов на благотворительность. Путешествие в Африку продемонстрировало в открытой форме в каких кошмарных условиях живут местные жители и с того самого времени они стали целенаправленно отдавать часть своего состояния на борьбу с бедностью. Человек по имени Уоррен Баффетт является самым известным филантропом в мире, и каждый год перечисляет в фонд нуждающихся рекордные с точки зрения своих масштабов денежные суммы.

Ещё одна легенда с Уолл-стрит – Джордж Сорос, сумма пожертвований которого уже достигла более 10 миллиардов долларов. Его интересует одновременно несколько проблем современности, среди которых даже социализация американцев, исследования болезней и стерилизация больничных игл. Марк Цукерберг выступает создателем Фэйсбука, социальной сетью, которой пользуется весь мир. Однако мало кто знает о том, что Марк пожертвовал уже более 500 миллионов долларов на различные нужды: от поддержания финансово бесплатных школ, до грантов одарённым студентам и школьникам.

Скромные филантропы

Эллин Уолтон, уроженка Соединённых Штатов Америки, которая пожертвовала нуждающимся более четырёх миллиардов долларов, к тому же она из тех немногих людей, которые регулярно занимаются благотворительностью и поддерживают американское искусство. Эдит и Эли Брод долго выстраивали свой бизнес в строительной отрасли и сейчас могут позволить себе оказывать активную помощь институтам и музеям по всей территории США. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг – рекордсмен по количеству перечислений и более 850 фондов получили денежные суммы от его имени. Общее число пожертвований достигло более 2,5 миллиардов долларов.

Учредитель компании Майкрософт – Пол Аллен на протяжении многих лет стабильно перечисляет денежные средства в фонд, который занимается развитием науки, и пожертвования уже достигли отметки в два миллиарда долларов. Благодаря его материальной поддержке был создан институт, который занимается изучением головного мозга. Чак Фини – миллиардер, который потратил на благотворительность около семи миллиардов долларов, эта сумма почти равна его нынешнему финансовому состоянию. Но на достигнутом, он останавливаться явно не собирается и посещает лично бедные страны, в которых создаёт благотворительные фонды. Известная пара Гордон и Бетти Мур занимаются пожертвованиями уже много лет, выступая спонсорами различных областей: от охраны окружающей среды и до развития науки в целом.

Филантроп - это человеколюб. Он считает, что человек, это вершина божьего мастерства, вершиной эволюционной цепочки, предпочитает замечать лишь его положительные стороны, не обращая внимание на недостатки , так же работает организация ОБСЕ на Донбассе, замечая только то, что нужно им.Это общее определение.
Более конкретное - это человек, который всю свою жизнь посвящает бескорыстной помощи нуждающимся, ближним.При этом, предоставляя эту помощь, филантроп, скорее всего прекрасно понимает человеческую природу, и знает им настоящую цену.Поэтому осуществляя благотворительную деятельность он действует из каких-то своих личных побуждений - замаливая прошлые грешки, из за яркого ощущения всемогущества, от гордости и тщеславия, что совсем не компрометирует саму благотворительную идею.

Появление термина филантроп приписывается Эсхилу древнегреческому драматургу жившему в 525 - 456 до н. э. Это слово ему пришлось выдумать, чтобы дать обозначение своему произведению трагического содержания "Прометей Прикованный "


"Смотрите, вот я, скованный, печальный бог.
Да, ненавистен я и Зевсу и всем другим
Богам, что служат при Зевсовом дворе.
Они не любят меня потому,
Что не знал я меры, смертных любя"

Эсхил написал примерно 80 драм и трагедий, но до нашего времени с тех далёких времён дошли всего семь произведений.Правда некоторые сохранились лишь отрывочно.Одно из самых популярных и знаменитых литературных творений Эсхила - это "Прометей Прикованный " в котором рассказывается о боге, который отдал людям огонь, наплевав на запреты главного божества Зевса, и понёсший после этого вполне заслуженное наказание (см. значение выражения Ящик Пандоры). Исполнителем воли глав-бога стал Гефест.
"Гефест: - посмотри-ка, кольца уже готовы - эй, Власть - зафиксируй ему руки и молотком к скале большой прибей, сил своих не жалея "

Кто такой филантроп видео

А, м. philanthrope m. Тот, кто занимается филантропией, благотворительностью. БАС 1. Живописцу показалась бы голова его слишком велика; но Филантроп нашел бы в ее образовании какие то знаки благоразумного человеколюбия. Карамзин Переводы 6 101.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (греч., этим. см. филантропия). Человек, посвятивший себя делам филантропии, занимающийся улучшением участи людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЛАНТРОП греч.; этимологию см. филантропия.… … Словарь иностранных слов русского языка

ФИЛАНТРОП, филантропа, муж. Человек, склонный к филантропии, занимающийся филантропией. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ФИЛАНТРОП, а, муж. Человек, к рый занимается филантропией. | жен. филантропка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (греч. philanthropies) человек, занимающийся благотворительной деятельностью. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

- (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях.… … Википедия

Человек, занимающийся благотворительной деятельностью … Энциклопедический словарь экономики и права

I м. 1. Приверженец филантропизма [филантропизм I]. 2. Представитель филантропизма [филантропизм I]. II м. 1. Тот, кто занимается филантропией. 2. устар. Человеколюбец. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Филантроп, филантропы, филантропа, филантропов, филантропу, филантропам, филантропа, филантропов, филантропом, филантропами, филантропе, филантропах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • , Невинс Аллан. В предлагаемой книге автор Аллан Невинс анализирует многогранную, но в то же время в определенном смысле ограниченную личность Джона Д. Рокфеллера. Детские годы, неординарные родители, начало…
  • Джон Д. Рокфеллер. Промышленник и филантроп , Невинс А.. В предлагаемой книге автор Аллан Невинс анализирует многогранную, но в то же время в определенном смысле ограниченную личность Джона Д. Рокфеллера. Детские годы, неординарные родители, начало…

Самое обсуждаемое
Как постирать детское байковое одеяло Как постирать детское байковое одеяло
Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг
Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать


top