Понятие стадного инстинкта в психологии. Исследовательская работа " стадный инстинкт и его роль в социализации подростков". Почему стадный инстинкт — это плохо

Понятие стадного инстинкта в психологии. Исследовательская работа

Шушарина Виталина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Научно-исследовательская работа

СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Работу выполнила:

Шушарина Виталина, ученица 9А

Класса

Руководитель: Козьякова Т.А.,

Учитель истории и обществознания

Райчихинск

2018 г

  1. Введение…………………………………………………………………
  1. Основная часть………………………………………………………….
  1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт» …………
  1. «Авто синхронизация» или «Закон 5-ти процентов» ……………….
  1. Практическая часть ……………………………………………………
  1. Как чувство стадности влияет на подростков и молодых людей. Социальный эксперимент
  1. Причины проявления стадности у подростков………………….
  1. Социализация подростков…………………………………………
  1. Насколько ты в «стаде»? (диагностика)……………………….
  1. Заключение…………………………………………………………….
  1. Вывод……………………………………………………………….
  1. Список литературы……………………………………………………
  2. Приложения

Приложение 1. Карточки для проведения эксперимента по определению

Чувства стадности у подростков…………………………..

Приложение 2. Анкета «Насколько силен в вас стадный инстинкт?»……

Приложение 3. Результаты диагностики среди учащихся 8-10-х

Классов ………………………………………………………

Приложение 4. Процентное соотношение по уровню стадного инстинкта

Среди учащихся 8-10-х классов …………………………….

Приложение 5. Распределение среди учащихся по классам по уровню

Стадного инстинкта………………………………………….

16-17

  1. ВВЕДЕНИЕ

В октябре 2010 года в Африке разбился самолёт, который совершал рейс из столицы Конго Киншаса в городок Бандунду. Крушение произошло при заходе на посадку. При этом погибли двадцать пассажиров и два пилота. Выжил только один пассажир, которого сразу же увезли в больницу. Причина катастрофы оставалась загадкой, так как самолет был современным, технически исправным, а пилоты обладали необходимой квалификацией. Однако после опроса выжившего пассажира картина прояснилась. То, что он рассказал, повергло всех в шок. Один из пассажиров спрятал в сумку крокодила и тайком пронес в салон. При заходе самолета на посадку крокодил каким-то образом выбрался из сумки. Стюардесса в панике побежала в кабину пилотов, пассажиры тоже запаниковали и побежали следом за ней. Центр тяжести самолета сместился к носовой части, и он стал падать. Пилоты попросили пассажиров вернуться на свои места, но было уже слишком поздно. Самолет вошел в штопор и на полной скорости врезался носом в землю. А крокодил выжил, потому что находился в хвостовой части самолета.

Вы думаете, самолет разбился из-за крокодила? Нет, это произошло из-за паники. На самом деле крокодил был маленьким и в худшем случае мог кого-нибудь укусить, но об этом никто не думал. Все копировали действия других, руководствуясь правилом: все бегут – значит нужно бежать, поддаваясь так называемому стадному инстинкту.

О том, что у людей существует своеобразный «стадный инстинкт», известно каждому. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Лидирующие позиции занимают религия, политика и реклама. Особенно сильно «стадный инстинкт» проявляется в подростковом возрасте. Что является причиной этого, почему толпа всегда способна повлиять на личность и уничтожить индивидуальность? Каким образом работает этот эффект? Ответы на эти вопросы я постаралась найти в своей работе.

Объект моего исследования – стадный инстинкт и его проявления.

Цели исследования:

Выяснить, как влияет стадный инстинкт на формирование личности и социализацию современного подростка;

Показать, что со стадным инстинктом можно и нужно бороться;

Определить доступные способы для борьбы с ним.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научные данные и данные из Интернет-ресурсов по вопросам социализации и стадному инстинкту.

2. Провести диагностику среди учащихся 8-10-х классов на определение уровня формирования у них стадного инстинкта.

3. Обработать результаты и оформить их в виде диаграмм и сравнительных таблиц.

4. Экспериментально и практически доказать актуальность эффекта авто синхронизации или закона «5-ти процентов».

Методы исследования:

Поисковый и социологический опрос, экспериментальный метод.

Гипотеза:

Стадный инстинкт сопровождает человека на всём жизненном пути. Но бороться со стадным инстинктом и внушаемостью необходимо для развития неповторимой совокупности индивидуальных качеств личности, а, следовательно, здорового социума.

Научная новизна данной работы состоит в том, что я изучала стадный инстинкт на примере закрытого социума и сделала вывод, что проблемы с социализацией подростков являются глобальными для нашего общества и решать их следует безотлагательно.

Практическая значимость: данные настоящего исследования могут быть использованы на уроках обществознания и могут помочь старшеклассникам задуматься о плюсах своей индивидуальности и успешной социализации.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Попробуйте ответить на вопрос: считаете ли вы себя независимым ни отчего? Если да, то могу вас разочаровать, ваша зависимость уже заложена на уровне инстинктов.

2.1. Определение понятий «инстинкт», «стадный инстинкт»

Инстинкт – это совокупность врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения.

Инстинкт стадности – наблюдаемая у многих видов животных потребность жить в крупных структурированных группах (стадо, стая, орда).

По В.Троттеру (английский социальный психолог и хирург) – желание человека присоединяться к определённым группировкам и социальным группам, их вождям и подражать их поведению.

  1. «Авто синхронизация» или закон 5-ти процентов

Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места; если даже 5% светлячков случайно синхронно вспыхнут, то тут же будет вспышка целого луга. Данная особенность проявляется и у людей.

Дабы избежать обвинений в скрытой рекламе, приведу пример без ссылок на производителя и марку. Одна весьма известная компания готовилась «выбросить» в продажу новый смартфон. Когда отгремели рекламные ролики, была названа точная дата появления новинки на прилавках. И вот в означенный день люди вышли из домов и увидели у салонов мобильной связи огромные очереди. На вопрос что, собственно, собираются продавать, люди в очереди крутили пальцем у виска. «Ну, ты даешь! Смартфон Х, конечно же!» В тот же день смартфоны были сметены с прилавков подчистую. Люди, сформировавшие очередь, были не покупателями, а наемными «рекламными стендами». Их задача была проста: стоять в очереди и говорить, что продают. Остальное оставалось за стадным инстинктом. И он сработал на «отлично».

А теперь давайте вернемся к начальному эпизоду с крушением самолета в Конго. Из двадцати девяти человек, находившихся на борту самолета, выжил только один пассажир. Остальные поддались панике и погибли.

Все эти действия можно объяснить понятием авто синхронизации . Впервые это явление было замечено в древнем Египте. Суть такова – если в какой-то общности 5% процентов совершают одновременно определенное действие – остальное большинство начинает повторять. (Теория так же может называться ДОТУ - Достаточно общая теория управления ).

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если нам не понравилось выступление какого-либо докладчика или артиста, мы машинально рукоплещем им из-за аплодисментов зала. Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. Как чувство стадности влияет на подростков и молодых людей

Чтобы узнать, как чувство стадности влияет на них, я провела социальный эксперимент с учащимися 9-10 классов.

Я пригласила 5 подростков в учебный класс и показала им две карточки. На первой карточке три линии разной длины – линия 1, линия 2 и линия 3, на второй карточке – одна линия. (Приложение № 1). Ребятам было предложено назвать номер самой длинной линии. Однако один из учеников не знал, что остальные были заранее предупреждены и называли номер неверной линии. То есть их попросили отвечать неправильно. В результате испытуемый, поддавшись мнению толпы, тоже назвал номер неверно.

В поведении этого молодого человека нет ничего необычного: из 5 молодых людей, проходивших этот тест, трое ответили неверно. Они раз за разом повторяли то же, что говорили их товарищи. У них просто не хватало мужества сказать: «Группа ошибается. Я не могу объяснить почему, но все эти ребята запутались». Лишь два человека нашли в себе силы и выступили против группы.

Это яркий пример того, что давление сверстников делает с неуверенными людьми, какими в большинстве своем и являются подростки.

Этот эксперимент позволил выявить еще одно интересное качество. Если хотя бы один из предупреждённых учеников назвал линию правильно, вероятность того, что и обследуемый ученик сделает то, что считает правильным, заметно возросла бы. Это означало бы, что, у него есть друг, который будет стоять на его стороне наперекор коллективу. Тогда у него самого тоже добавилось бы мужества. Но когда подросток совсем один, ему очень трудно отстоять свое мнение. Отсюда возникает множество вопросов и проблем. И у самих детей, и у «взрослых» родителей. Необходимо понять всем, что люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Это зачастую относится не только к детям, но и к «взрослым» родителям.

Почему давление мнения большинства оказывает такое сильное влияние в период взросления? Почему подростки так боятся быть отверженными коллективом? Почему они делают то, что им говорят ровесники? Почему им трудно быть независимыми?

  1. Причины проявления стадности у подростков

В подростковом периоде мы, зачастую, чувствуем себя неуверенно, мы сами себе не нравимся, очень боимся насмешек и того, что друзья нас отвергнут. Наши проблемы кажутся нам и без того слишком серьезными, чтобы осложнять их несогласием с большинством. И мы одеваемся как все, говорим, как все, и все наши идеи становятся такими, как у всех. Мы боимся поднять руку, когда знаем правильный ответ, или выразить свое собственное мнение. Мы стараемся вести себя как можно «безопаснее».

Все эти типы поведения имеют нечто общее : они порождены ощущением неуверенности. Я говорю о боязни быть отвергнутым коллективом, боязни не получить приглашение на вечеринку, боязни не понравиться, потерпеть неудачу… Огромное давление загоняет нас в одинаковые клетки и превращает из человеческих существ в роботов.

Все мы знаем, что вредные привычки подростков являются серьёзной проблемой современного общества. Алкоголизм, табакокурение, наркомания чаще всего случаются, когда не курящему и не пьющему не хватает сил и воли сказать друзьям, предлагающим это попробовать впервые, «нет!» или «Ни за что!». И многие делают это, совершенно точно зная, какие губительные последствия могут быть. «Как все!» - о чём потом многие сожалеют.

Давайте вспомним художественный фильм режиссёра Ролана Быкова «Чучело» о шестикласснице Лене Бессольцевой. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино . В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают. Это яркий пример проявления стадности среди подростков.

В целом можно сделать вывод, что стадный человек, а тем более в подростковом или раннем юношеском периоде, одержим двумя подсознательными страхами: быть изгнанным из стада или оказаться в стаде последним.

  1. Социализация подростков

Социализация подростков - один из важнейших вопросов современности. Именно в подростковом периоде появляется желание выделить себя среди других, наблюдается критическое отношение к обществу, нормам поведения, то есть в свои права вступает стадия индивидуализации , самоопределения «Мир, и я» и эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как в характере и мировоззрении подростка всё ещё очень неустойчиво.

«С кем ты?» - вот самый главный вопрос для подростка. То, что ты можешь быть сам по себе, в голове у подростка, которым ещё мощно управляет стадный инстинкт, не укладывается. Другой, значит ты нам враг. И тут приходит вывод: носи крутую одежду, жуй крутую жвачку, имей телефон как у всех, и ты будешь вполне успешен в этом обществе, главное, потреблять всё то, что и члены данного коллектива. Ярче всего это проявляется в подростковом возрасте, когда социализация осуществляется в общении и деятельности. В этом возрастном периоде постигаются азы выстраивания взаимоотношений с социумом и зачастую подростки общаются только с теми, кто разделяет их мнения и увлечения. Необходимо подчеркнуть огромное значение процесса воспитания как семейного, так и в школе в борьбе с формированием стадного инстинкта. Именно этот целенаправленный процесс формирования личности в определённых социальных условиях, поможет усвоить подросткам успешный социальный опыт, приобрести личные качества, необходимые для дальнейшей самореализации в жизни. Именно воспитание создаёт платформу для формирования устойчивых свойств личности с 18 до 25 лет, когда в свои права вступает устойчиво-концептуальная социализация.

Социализация – это освоение различных социальных ролей, а также усвоение этических и культурных ценностей и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех процесса социализации зависит от трех основных факторов:

1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.

2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.

3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.

Уже в самом термине «конформизм» я заметила схожесть со стадным инстинктом. Значит ли это, что более удачно войдет в общество тот, кто последует всем его правилам, и не будет пытаться нарушить привычный ход вещей?

  1. Насколько ты в «стаде?»

Возникает вопрос: «Получается, лучше всех социализируется тот, у кого наиболее сильно развит стадный инстинкт?»

Для того чтобы это выяснить я провела диагностику: насколько силен стадный инстинкт в подростковом и раннем юношеском периоде, а именно у учеников 8-10-х классов. (Приложение №2, 3)

Мои исследования показали, что стадный инстинкт на нормальном (среднем) уровне показали всего 21,1% опрошенных учеников. (Приложение № 4). Эти люди в большинстве случаев идут за толпой (лидерами), но если это сильно противоречит их желаниям и принципам, то они могут проявить индивидуальность .

Это и есть будущие законопослушные и благополучные члены общества. Эти подростки в будущем станут средним классом и проживут спокойную и размеренную жизнь.

Нужно отметить, что зависимость от чужого мнения заметно ослабевает в старших классах: 40% в 8 классе и 16,7% в 10 классе. (Приложение № 5). Это можно объяснить разными этапами социализации: например, 8 класс- это этап индивидуализации , 9 класс, который находится в периоде переформирования - этап интеграции, а 10 класс – этап адаптации в новом коллективе. Именно в 9 классе у подростков появляется смелость, появляются качества, выделяющие его из толпы, так как наступает время показать себя. В этот момент у обследуемых мною подростков проявляются индивидуальные свойства личности.

В 9 классе больше всего людей готовых идти за коллективом, т.е. конформистов. Они находятся в сплоченном коллективе, внутри которого превалирует дружеская обстановка. Поэтому люди с сильным стадным инстинктом не видят смысла отгораживаться от остальных, или пытаться проявить себя. Они успешно интегрировались.

Но при этом 9 и 10 классы показывают одинаковые результаты проявления сильного стадного инстинкта в момент отбора.

Необходимо подчеркнуть, что в 10 классе больше всего людей со слабым стадным инстинктом. И это связано с тем, что в новом окружении каждый держится обособлено. У них еще трудно выявить лидеров и «стадо».

В целом социализация, проходящая в старших классах, очень важна. В этот период жизни человек решает много значимых вопросов, которые в дальнейшем определят его судьбу. Именно сейчас становится понятно, кто сумеет устроиться в жизни, а кто так и не займет свое место в социуме.

В итоге, опрос показал, что большинство подростков обладают стадным инстинктом на среднем уровне, а значит, успешно социализируются, найдут нормальную работу, заведут семью и станут благополучными членами общества.

А вот те, кто попал в процент людей с сильным стадным инстинктом (32,4 %) (Приложение № 5), находятся в «зоне риска». Они подвержены влиянию больше всего, причем, не только позитивному воздействию, но и негативному. Эти подростки уже сейчас идут за коллективом, абсолютно не думая о себе, своей безопасности, своих интересах. При этом они могут быть активными, постоянно находящимися в курсе событий, модными, но лишь в угоду кому-то. Эти люди - отличные потребители, на них производители и делают большую часть своей прибыли. Причем потребляют они не то что им нужно, а то, что преподносится как товар, помогающий поддержать свой социальный статус.

Но и первая, и вторая группа людей будут делать так, как делают все, то, что делают все, чтобы если не поднять, то хотя бы удержать свой социальный статус. Ведь современный подросток крайне зависим от общественного мнения.

Следует отметить, что современная психология предлагает много способов борьбы со стадным инстинктом * . Каждый человек может корректировать его, овладевая определёнными знаниями:

Необходимо сохранять спокойствие и душевное равновесие в любой жизненной ситуации. Если мы возбуждены или эмоционально перевозбуждены - мы мишень для манипуляторов. Спокойствие – главное оружие против них;

Эмотивные (сенситивные) и экзальтированные характеры обладают высоким уровнем стадного инстинкта. Необходимо четко осознавать сильные и слабые стороны своей личности и работать над ними;

Импульсивность – двигатель стадного инстинкта. Это качество личности появляется ещё до того, как человек успел обдумать свои действия и о котором он очень сожалеет в дальнейшем. Ставьте «ограничители» на такие поступки;

Постоянный анализ своего поведения позволит включить разумный (интеллектуальный) уровень своего поведения, даст свободу выбора, и, следовательно, позволит сознательно управлять течением своей жизни;

Не обязательно быть бунтарём и идти против толпы. Но как важно дать понять людям, что у вас чёткая жизненная позиция и личные предпочтения;

Надо любить себя, уважать себя, достойно, а может быть и как порцию лекарства, воспринимать критику со стороны окружающих. Помните: «Мёртвую собаку не бьют». Если вас критикуют, значит, вы значимы;

Работайте постоянно над вашей самооценкой, её адекватностью;

Занимайтесь интересными делами;

Включайте юмор! Именно это качество делает человека интересным и «душой компании»;

Общайтесь с разными людьми, уважайте их и их мнение, даже если совершенно с ним не согласны;

Свои интересы, интересы своей семьи ставьте превыше всего, не превращая это в эгоцентризм.

Такое поведение не позволит стадному инстинкту возобладать над вами, управляя вашим поведением.

Не предъявляйте слишком высоких требований к подростку ни дома, ни в школе;

Уделяйте каждому достаточно внимания;

Всегда владейте информацией об окружении вашего ребёнка;

Не требуйте от него быть первым во всём, это часто приводит к нервным срывам;

Уважайте личность своего ребёнка или ученика, собственным примером научите его этому;

Научите подростка регулировать своё поведение, исключать агрессию в общении, так как именно она осложнит всю его дальнейшую жизнь конфликтами.

Всё это позволит ребёнку в подростковом периоде сформировать правильные поведенческие реакции и не позволит перейти в крайние варианты нормы.

Это поможет ему в процессе социализации делать правильный выбор, формируя собственную «Я - концепцию».

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По сути, на ещё формирующуюся и неокрепшую психику подростков оказывается огромное моральное давление социума. Как следствие их сознание, мысли и поступки на 90% определены мыслями и поступками других людей, и они предпочитают быть как все, идти за всеми, а не иметь своей чёткой жизненной позиции и не отстаивать свои интересы.

  1. Вывод

В ходе своей работы я выяснила, что стадный инстинкт непрерывно сопровождает подростков на данном отрезке их жизненного пути. Мы руководствуемся им в своих поступках и желаниях, действиях и мыслях.

Но, познавая этот удивительный мир, получая разнообразные знания, анализируя буквально лавинообразный поток информации о человеке в разные возрастные периоды его жизни, проблемы, возникающие, в том числе, и в подростковом периоде, мы приходим к выводу, что нерешаемых проблем нет, особенно, когда рядом семья, опытные школьные наставники. ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!

Сейчас мы пока боимся делать его, но мы уже готовы выбирать, учитывая все нюансы, обозначенные в данной работе!

Ведь скоро мы станем полноценными членами социума. Мы уже понимаем, что будем выбирать не просто вещи или продукты, мы будем выбирать своё будущее и будущее нашей страны!

Перефразируя известный политический слоган, я хочу закончить мою работу, обращаясь к ученикам подросткового возраста, словами: «Выбирай правильно, а то проиграешь!»

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Стадное чувство – www.pulsar.net .
  2. Н.Ферстнер. Стадное чувство. www.paeoffice.ru .
  3. Дмитрий Галамога. Что такое стадное чувство. – www.TopAuthor.ru .
  4. Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер. «Стадное чувство» или закон 5 процентов.
  5. Дмитрий Жилин. «Синдром толпы или стадное чувство». www.Татьяна Корчма.рф.
  6. Катастрофа в Конго в Бандунду. www. Ru.wikipedia.org.

Приложение 1

Рис.1 Карточки для проведения эксперимента по определению чувства стадности у подростков

Приложение 2

«Насколько силен в вас стадный инстинкт»

А) да Б) нет

2. Все бегут, побежите ли вы?

А) да

Б) нет, я буду стоять на своем месте

В) попробую узнать, что происходит

3. Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?

А) потому, что у многих такой телефон и он крутой

Б) в нем много функций

В) старый сломался

4. Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеются над

Ней?

В) я буду носить эту вещь реже

5. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?

А) да, так комфортнее

Б) нет, мне комфортнее одному

В) мне нейтрально

6. Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать, измените ли вы свое

Поведение или нарочно будете его продолжать?

А) не изменю

Б) зависит от того, в какой форме об этом сказано

В) если упрек справедлив, то я изменю

7. Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда

Все вокруг утверждают нечто другое?

А) да Б) нет

8. Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?

А) нет, я не буду никому подчиняться

Б) правильно, мы должны подчиниться более умным, и опытным

Людям. Так будет лучше для меня самого

9. Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и

Поступки

А) да, эти люди помогают мне принять решение

Б) нет, я сам думаю и знаю, что мне делать

В) я не знаю

Приложение 3

Вопросы

8 кл

9а кл

9б кл

10 кл

У вас самостоятельная работа. Вы учили тему, но у ваших друзей есть верные ответы. Воспользуетесь ли вы ответами?

да

нет

Все бегут, побежите ли вы?

да

нет, я буду стоять на своем месте

попробую узнать, что происходит

Вы купили новый, дорогой, модный телефон. Почему?

потому, что у многих такой телефон и он крутой

в нем много функций

старый сломался

нет, меня не интересует мнение других

да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись

я буду носить эту вещь реже

Вы перестанете носить одежду, если несколько ваших знакомых посмеется над ней?

нет, меня не интересует мнение других

да, я не хочу, чтобы надо мной смеялись

я буду носить эту вещь реже

Если вас упрекают за что-то, что вы собираетесь сделать: измените свое поведение или нарочно будете его продолжать?

не изменю

зависит от того, в какой форме об этом сказано

если упрек справедлив, то я изменю

Считаете ли вы проявлением глупости продолжать настаивать на своем, когда все вокруг утверждают нечто другое?

да

нет

Правильно говорят, что сама жизнь требует подчиниться тем, кому надо?

нет, я не буду никому подчиняться

правильно, мы должны подчиниться более умным и опытным людям. Так будет лучше для меня самого

Я согласен с тем, что другие люди имеют большое влияние на мои мысли и поступки

да, эти люди помогают мне принять решение

нет, я сам думаю и знаю, что мне делать

26,7%

нормальный

33,3%

сильный

всего

100%

9а класс

слабый

30,4%

нормальный

21,8%

сильный

47,8%

всего

100%

9б класс

слабый

62,0%

нормальный

19,0%

сильный

19,0%

всего

100%

10 класс

слабый

нормальный

8,3%

сильный

16,7%

всего

100%

Общий результат

слабый

46,5%

нормальный

21,1%

сильный

32,4%

всего

100%

Таблица 2. Процентное соотношение по уровню стадного

Инстинкта среди учащихся 8-10-х классов

Приложение 5

Диаграмма 1 Сравнение распределения по уровню стадного

Инстинкта среди учащихся по классам

Диаграмма 2 Распределение учеников 8-10-х классов по уровню

Инстинкта в процентном соотношении

Добавить в избранное

Стадность – это стремление человека к полной, бессознательной подчиненности индивидуального поведения примеру толпы. Стадность — это склонность получать удовлетворение от групповой работы.

Стадность – это бегство от личной ответственности за свои действия. Стадность – это когда твоим мозгом и сознанием управляет мнение толпы. Стадности присуще глумление и фанатизм . Глумление, Стадность, Фанатизм — это мощные инструменты управления толпой. Стадному человеку другие члены стада кажутся милыми и приятными людьми, а все, кто находятся вне стада, являются злейшими врагами.

Стадное чувство – это не то, когда видишь, в окружающих тебя людях, животных. Это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени, как к людям, так и к животным. Стадный инстинкт показывает, как люди или животные в группе могут действовать коллективно. Оказавшись под психологическим влиянием толпы, нормальный, казалось бы, человек, забывает о своих нравственных устоях, поддавшись групповому заражению глумливым настроением. Это стадное свойство толпы активно используется спецслужбами для уничтожения неугодной личности. Недавний пример — уничтожение Муаммара Каддафи, когда чудовищность толпы глумилась и пытала его.

Индивидуальный человек, в толпе и в состоянии стадность при этом испытывает состояние радости эйфории, радости, блаженства, экстаза. В толпе теряются все лучшие человеческие качества!

Управление толпой и трагическая изнанка любой революции состоит в том, что Глумливость выбрасывает из людского ничтожества ущербных людей, представляющих сгустки злобы, ненависти. Захватив власть, они, прикрываясь революционной целесообразностью, начинают физически глумиться над людьми, испытывая сладострастный трепет от потоков крови невинных людей. При этом толпа не осознает всей чудовищности своих поступков!

Инстинкт толпы довлеет над индивидом. Толпа – это очень удобная форма выражения трусости и бессилия перед хаосом, порождённым бесчисленным количеством проблем или надуманных проблем, специально навязанных или специально созданных событий поджигающих толпу цинизмом, ложью.

Личность одного человека – ответственна. Мозг отвечает за то, как вести себя правильно, что делать можно, а что категорически нельзя. Именно мозг несет ответственность, за вакханалию неугомонного ума и ненасытных чувств.

Стадность отправляет мозгом человека и его поведение, словесные призывы, чудовищное глумление — передается на других членов группы. Человек – существо общественное, ему свойственно объединяться в различные, группы. Стадность проявляется под прикрытием информационной лжи и пропаганды государства. Формированием стадного чувства единения занимается государственная машина пропаганды. С помощью официальных СМИ они формируют государственную политику, поддерживаемую всем стадом. Неугодных – в тюрьму!

Это нормально для эффективной жизнедеятельности в обществе. Речь идет не об этих свойствах человеческого общежития и выживания. Речь идет о стадности, когда человек превращается в слепое, бессознательное орудие орущей в неистовстве толпы . Когда человек предрасположен быть волонтером бесструктурного скопления людей, с которым его объединяет общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, и всецело подчиняться его психологии, мы явно видим проявление стадности, как порочного качества личности. Это уровень физиологического, бессловесного рабства и подчинения на уровне подсознания.

Стадность пронизана инстинктивными реагированиями на типовые ситуации, в то время как разумность – это способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие. Разум одарен правом выбора, как самостоятельно реагировать на ту или иную ситуацию жизни. Стадность лишена этого права, она реагирует, как все, она панически страшится выйти из общего строя, боится пойти одна туда, куда ещё ранее не ходила. Ей надо обязательно говорить чужие слова и подпевать чужой песне, ибо собственной песни у стадности нет и, что самое печальное, собственного пути тоже нет.

Человек, не знающий своего пути, - беспутный человек. Стадность беспутна, ведь она реализует чужие цели, не знает своё жизненное предназначение. Стадный человек, оторванный от стада – это олицетворенное скудоумие, никчемность и серость. Именно такие недочеловеки участвуют в расправах и бунтах «несогласных».

Порождение стадности – ажиотаж. Кто-то распустил слухи, что «будто все подорожает, абсолютно, а особенно - поваренная соль», и все рванули в магазин скупать соль мешками на годы вперед. Кто-то пустил «утку» о том, что банковская система близка к дефолту и люди делают набеги на банки, стремясь вернуть деньги по депозитным договорам. Мозг у стадности отключен, поэтому ей приходится довольствоваться информацией, поступающей от чувств. СМИ обманывают, преподносят объекты внешнего мира в искаженном виде, используя стадность, ярость толпы, ажиотаж, массовое глумление под прикрытием государства. Стадность возникает от вседозволенности и неконтролируемой гласности и плюрализма мнений.

Стадность захватывает человека не весомостью доводов и аргументов, а гипнозом силы, реальности власти, жизнеспособности и возможности стать надежным прикрытием для своих приверженцев.

Как бы то ни было, из чего бы стадный инстинкт не исходит – из одиночества или из зомбирования, - более чем очевидно. Здесь мы имеем дело с явлением, которое не может контролировать обычный средний человек. Это наиболее опасная, внутренняя агрессивная или внешняя защитная реакция человека – бей, круши! Под прикрытием толпы, вырываются звериные отголоски нашей сущности.

Сознание человека слабее стадного инстинкта. Но если такие инстинкты, как половой, или, скажем, инстинкт питания, - можно с легкостью объяснить вопросами выживания человека, то стадность – никак не связана с выживаемостью, скорее наоборот — все мы знаем, что стадность может привести к гибели людей, особенно когда «массу» возглавляет «талантливый» вождь», типа Гитлера. Яркий пример недавней истории — преклонения перед Гитлером, полностью проявляли симптомы зомбирования, паранойи и стадности.

Стадность лишает человека логического мышления, подавляет в нем лучшие качества и отдает во власть мощной разрушительной энергии толпы, превращая вчерашнего добряка в лютого зверя, спокойного и уравновешенного мужа в олицетворенную агрессию, ненависть, ярость и злобу. Власть толпы может дать сиюминутный результат, но в перспективе всегда приведёт к отрицательным последствиям. Потому что сметает на своём пути всё. И ставит толпу, стадность, силу — выше закона.

Для человека, хорошо сознающего все вышеизложенные причины искажения и неадекватного, отклоняющегося поведения людей в условиях массового психоза, необходимо вооружиться элементарными знаниями о самих себе, чтобы иметь силы сопротивляться негативу, который невольно возникает внутри толпы и разрушает личность в потоках ненависти и нетерпимости или наоборот — раболепному следованию указаний лидеров.

Никогда не задумывались о собраниях в общественных учреждениях, митингах, шествиях, манифестациях, парадах? Почему такое большое количество всевозможных массовых собраний?

Время на чтение: 2 мин

Стадное чувство – это понятие, использующееся в психологии и других социальных дисциплинах, однако не являющееся научным термином, а скорее образным аналогом для краткой характеристики довольно объемного понятия. Кратко его можно описать, как мотивация собственных поступков исключительно тем, что так поступает большинство из социальной группы индивидов (все прогуляли урок или обижают слабого, кричат на матче или женятся в этом году, устраивают бойкот определенному человеку или отстаивают позицию партии).

Стадное чувство у людей имеет отличия от такого же механизма в животном мире, где поведение большой массы представителей одного вида регулируется не личными предпочтениями и необходимостью, а биологическими законами. Это полезное эволюционное приобретение животного мира, позволяющее сохранить популяцию. Например, когда одна особь начинает убегать, значительно эффективнее, чтобы убегали все остальные, чем ждали непосредственной опасности, чтобы лично убедиться. В контексте поведения людей, скорее подразумевается неспособность реагировать индивидуально, подчиняясь законам толпы и массовому поведению.

Стадное чувство или стадный инстинкт подчинены определенным биологическим характеристикам человеческой психике, например, установлению определенных ритмов и циклов – так синхронизируются аплодисменты в толпе, менструальные периоды женщин на одной территории и даже время бодрствования и чувства голода. Соответственно, используя данное выражение, подразумевается изначальное отношение к проявлениям человеческого поведения, как к низшим, животным, биологически обусловленным формам.

Не все люди, собравшиеся в одном месте, ведут себя, как стадо – только наличие интеллектуального контроля над собственным поведением является определяющим фактором. Следовательно, чем меньше интеллектуально обоснованных решений, учитывающих индивидуальные потребности, тем выше вероятность возникновения инстинктивного поведения на уровне животного.

Что это такое

Эффект стадного чувства по своей распространенности можно сравнить с гипнабельностью, то есть существуют люди подверженные такому воздействию, а есть те, кто успешно может управлять данными особенностями. Проведенные исследования показали, что в человеческом контексте стадное чувство возникает в зависимости от того, кто является мотиватором действий.

Если в животном мире вся популяция может подчиниться одному, то в человеческой среде важно, чтобы влияющий был лидером, обладал харизмой или выражал исполнение желаний большинства собравшихся. Далее все обстоит значительно проще – на огромную толпу достаточно от двух до пяти процентов таких лидеров, способных со временем заставить всю массу действовать так, как они. Особых технологий для этого не требуется – главное, чтобы эти несколько процентов вели себя одинаково, слаженно, тогда остальные, обладающие меньшей выраженностью лидерства начнут копировать их поведение.

Скорость достижения эффекта напрямую зависит от количества людей – чем больше, тем быстрее результат. Это обусловлено тем, что при взаимодействии тет-а-тет очень сильно чувствуется физическое различие и отдельность, а вот находясь в толпе на первый план выходит ощущение общности и схожести, индивидуальность стирается. В итоге, чем сильнее будет физическое ощущение своей причастности к группе и чувство продолжения ее в своей психике, тем более выраженным будет эффект толпы или стада за счет того, что собственная индивидуальность, как и когнитивно-интеллектуальная оценка ситуации отойдет на второй план.

Особое внимание данный эффект заслуживает из-за своей проблемности относительно последствий, ведь при возникновении стадного чувства окончательно падают моральные и ценностные устои, человек чувствует полнейшую безнаказанность за любые действия. Это достигается за счет того, что уровень ответственности за одно совершаемое действие одинаков, только если поступок совершает один человек, то он полностью ответственен за результаты, если двое, то этот уровень делится между ними, а вот если это делают сотни людей, то уровень личной ответственности не ощутим.

Такая безнаказанность открывает доступ к совершению тех поступков, являющихся недопустимыми для индивидуального уровня сознания, в итоге именно толпа может совершить, что угодно. Отсутствие внутренних моральных рамок опускает человека до состояния психики животного и если потом поговорить с человеком, совершившим преступление, поддавшись эффекту толпы, часто можно встретить раскаяние и непонимание собственных действий.

Причины возникновения

Причины подобного эффекта существуют на нескольких уровнях. Первый наименее контролируемый – это биологический и врожденная синхронизация. Человеческие тела, как и все живое, подвержены определенным ритмам и именно их подчинение общим законам обеспечивает выживание. Эволюционно синхронизация поведения обеспечивала благоприятные отношения, слаженную работу и обеспечение необходимой безопасности для всего человеческого сообщества. Данные механизмы сохранились в некоторой степени, хотя и поддаются коррекции со стороны сознания и интеллекта, выработки собственных стратегий поведения.

Существует механизм влияния меньшинства на поведение общей массы. Так если дать толпе из ста человек задание ходить произвольными путями, а только пять из них будут двигаться в определенной траектории, то через несколько минут вся система синхронизируется, и толпа будет ходить по алгоритму, заданному пятью людьми. Сложнее будет сделать такое же, если каждый мотивирован на свою стратегию движения, соответственно эффект стада возникает, когда у человека отсутствует собственная концепция. Те, кто сидит без дела, не понимает чего хочет, не уверен в своих целях – поддается влиянию легче на том основании, что пустое место легко заполнить.

Есть и более контролируемые проявления данного чувства, например, потребность быть принятым или боязнь быть исключенным из определенной группы. Соблюдение ритуалов дает знак всем окружающим о том, что это свой, его нужно защищать и делиться благами – так входят в субкультуры и круги по интересам, так люди распознают близких по духу. Когда потребность во взаимодействии становится выше собственных принципов, тогда возникает подчиненность требованиям толпы, ради сохранения места в ней.

Примеры стадного чувства

Примеры стадного чувства проявляются в любом многочисленном обществе, специально упорядоченном. Например, если это очередь, то негативное отношение к проходящим без ее ожидания является запрограммированным чувством. Точно также можно говорить о стадной реакции на опоздавших на любой сеанс, установленный временем, будь то конференция, операция, фильм или встреча друзей. Это не относится к нормам морали, этикету и внутреннему ощущению нарушения собственных границ, ведь, по сути, на личное участие человека никак не влияет данное поведение другого. Только в контексте личной встречи, индивидуального экзамена можно говорить об ином – если есть незнакомое друг с другом большинство, то это эффект толпы.

Еще одним примером является , разное у всех людей, но при этом, если собрать довольно большую аудиторию, можно заметить, что эмоционально реагировать все будут примерно одинаково. Стоит нескольким людям засмеяться и весь зал начинает смеяться вместе с ними. Что характерно, даже если один находит происходящее смешным, то он скорее сдержится от яркого проявления этого, если стоит тишина, и все слушают с серьезными лицами. В совершенно крайних вариантах люди могут даже не замечать комичности или серьезности ситуации, поддаваясь на воздействие окружающих выражений лиц.

Относительно собранных аудиторий студентов работает то же самое стадное чувство, повергающее преподавателей в бессилие. Когда заинтересованные личности начинают прогуливать пары, потому что ушла вся группа или негативно отзываться об интересном предмете. Момент сложности управления заключается в том, что не все решают уйти с пары, а только несколько человек, но когда этот выбор совершают эмоциональные лидеры, при том, что половина аудитории не определена в своей учебной мотивации – исход остается один.

Яркие примеры – это поведение болельщиков и фанатов, религиозных деятелей и людей на митингах. По сути, если с ними поговорить в диалоге, то большинство будет вести себя более сдержанно. Но стадное чувство касается не только активных действий, но также игнорирования. Вспомните, как прохожие делают вид, что не замечают упавшего или пассажиры метро имитируют сон. Тут мотивация не столько в достижении, сколько в стремлении не выделяться из толпы, не помогать упавшему, и значит не брать на себя ответственность (а может он и не встанет, потому что умер), не уступать место, ожидая, что это сделают другие.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Стадный инстинкт и его проявления. Разновидности желания быть как все. Коррекция у себя такого состояния.

Что такое стадный инстинкт


Стремление быть как все детально изучено специалистами и озвучено во многих научных трудах. Ф. Ницше назвал его склонностью посредственных особ к недоверию и ненависти относительно неординарных личностей. В. Троттер, английский социальный психолог и хирург, рассмотрел в нем желание человека присоединиться к определенным группировкам и социальным объединениям и копировать при этом поведение их лидеров.

П.А. Кропоткин, ученый и русский революционер-анархист, считал солидарность качеством, которое присуще практически каждой особе.

В университете Лидса (Великобритания) ученые выдвинули теорию относительно 5%. Они на примере показали, что этого количества людей вполне достаточно для того, чтобы подчинить себе 95% других обывателей.

В данном случае автоматически срабатывает стадный инстинкт, и на подсознательном уровне человек начинает делать то, что выполняет 5% демонстраторов. Даже если ему не понравилось выступление какого-либо артиста, он машинально принимается рукоплескать ему из-за аплодисментов части зала.

Разновидности стадного инстинкта

Подобное явление охватывает множество аспектов жизнедеятельности человека. Среди них лидирующие позиции занимают религия, политика, искусство, реклама и сексуальная жизнь обывателей. Именно в этих областях легче всего манипулировать сознанием людей.

Религиозный стадный инстинкт


Духовная сущность человека часто базируется на церковных постулатах. В большинстве случаев они не несут в себе разрушающее зерно для сознания людей, потому что в умеренной дозе предлагают им понять суть моральных норм. Однако не всегда стадный инстинкт на религиозной почве имеет безобидный характер, о чем свидетельствуют следующие моменты:
  • Секты . Подобные островки «духовного очищения» наиболее активно начали действовать на отечественных просторах в начале 90-х годов. Пользуясь растерянностью людей после распада СССР, псевдо-пророки принялись создавать общества, которые в дальнейшем смогли затуманить мозг даже адекватным личностям. Стадный инстинкт при этом работал бесперебойно, потому что человек хотел верить в лучшее и тянулся за призрачной мечтой. Специалистов заинтересовал тот факт, что руководители сект являлись отличными психологами и ораторами. В своих рассуждениях перед публикой они опирались на христианские постулаты, разрушая при этом человеческие души и собирая фанатиков в контролируемое стадо. Наиболее опасными сектами признаны «Свидетели Иеговы», «Часовня на Голгофе» и «Храм народов».
  • Общины-коммуны . Данные организации можно назвать высшим проявлением опасного объединения людей на религиозной почве. Если община живет при монастыре, где каждый человек может увидеть ее деятельность, то это не является проблемой. Однако манипуляторы не останавливаются на таком скромном добывании средств для своего существования и устраивают целые поселения приверженцев созданного идола. В качестве примера можно привести общину «Семья Мэнсона», в которой стадный инстинкт делал из людей рабов чужой воли и жестоких убийц.

Сексуальный стадный инстинкт


В данном случае разговор пойдет о стереотипах, которые присущи современному обществу. В некоторой степени стадный инстинкт является одним из основных механизмов полового отбора:
  1. Догма о продолжении рода . Одним из самых распространенных стереотипов является беспокойство людей (особенно женщин) по поводу своего бесплодия. Если не брать во внимание моральную сторону вопроса, а включить логику, то вырисовываются интересные факты. Общество с опаской относится к тем особам, которые не могут воспроизвести на свет потомство. Существует стереотип, что человек в обязательном порядке должен продолжить род и дать новому гражданину свой набор хромосом. Однако при большом желании иметь ребенка люди часто забывают, что существуют детские дома. Психологи считают причину подобного страха в ассоциировании себя с животной средой. В любом стаде бесплодная самка автоматически становится самым низшим звеном среди зверей. По этой же причине общество с помощью догм церкви порицает такие понятия, как гомосексуализм, лесбиянство и другие виды сексуальности, которые не приводят в итоге к зачатию ребенка.
  2. Социальное клише о ревности . Еще одним стереотипом является то мнение, что это проявление любви к своему половому партнеру. Специалисты утверждают, что озвученное чувство не имеет ничего общего со страстью и желанием всегда находиться рядом с определенным человеком. Основой ревности они считают боязнь потерять свой ранг в стадной иерархии.
  3. Стереотип о моногамности . Некоторые исследователи считают, что подобная модель института брака была создана людьми, которые опасались конкуренции со стороны самцов и самок более высокого стадного ранга. По мнению сексопатологов, задумка осталась бессмысленной тратой времени: представители стадной иерархии до сих могут позволить себе иметь гарем. Сексуальная свобода нереальна среди людей со стадным инстинктом. Плохо это или хорошо, решать каждому человеку, исходя из его взглядов на жизнь и нравственность.

Политический стадный инстинкт


В некоторой степени влиятельные особы в этой сфере деятельности людей способны дать фору даже самым ловким религиозным манипуляторам. Стадный инстинкт в политике имеет 4 вида, которые выглядят следующим образом:
  • Патриотизм . Подобное социальное чувство присуще людям, которые любят свою Родину и население, которое в ней проживает. Именно этот политический принцип помог многим народам отразить атаки посягавшего на их земли неприятеля. Однако довольно опасно, когда он перерастает в фанатизм и гипертрофированный квасной патриотизм.
  • Национализм . Данная идеология может быть гражданского, этнического и культурного характера. Проявление стадного инстинкта может перерасти в агрессию при крайнем национализме, потому что начинает напоминать экстремизм.
  • Расизм . Подобной системе взглядов не место в цивилизованном обществе. В свое время стадный инстинкт сыграл злую шутку с плантаторами южных штатов Америки, которые имели чернокожих рабов. Политика расовой дискриминации может призывать как к лишению прав и свобод людей из другой системы популяции человека, так и к их полному уничтожению.
  • Религиозная вражда . Данная нетерпимость к представителям иной веры и пропаганда ее преследуется Законом. Однако довольно часто срабатывает стадный инстинкт, когда толпа заводится опытным манипулятором.
Исключительно патриотизм в разумных его пределах можно назвать адекватным проявлением своего сознания. Остальные озвученные факторы разжигали многие войны, унесшие большое количество человеческих жизней.

Рекламный стадный инстинкт


Ни для кого не является секретом, что ролики с элементом пропаганды, которые заполонили эфир, влияют на психику человека. Многочисленные корпорации увидели настоящее золотое дно в факторе стадного инстинкта.

Довольно часто объектами воздействия рекламы становятся дети. Для них важно получить модную игрушку, которая не сходит с экранов телевизора. Тем более она есть у одноклассников, а нужно быть как все и ни в чем им не уступать. Ребенок предпочтет разрекламированную и довольно вредную сладость, но не попросит у родителей купить качественный отечественный продукт.

Некоторые взрослые недалеко ушли от своих детей и стремятся завладеть брендовой вещью. Они рассуждают по принципу, что если все берут, то это выгодное и рациональное приобретение. На таких людей магнетически действуют лозунги типа «делай, как мы; делай вместе с нами».

Политики также умело используют психологию стадного инстинкта. Довольно часто реклама их партии выглядит в виде лидера, находящегося на переднем плане, за которым стоит целая толпа его единомышленников. Ветераны войны после роликов коммунистов чувствуют себя важной составляющей партии, которая напоминает им о временах далекой молодости.

Стадный инстинкт в искусстве


В данном случае разговор опять пойдет о стереотипах. Если хочешь прослыть эстетом, то тебе должна нравиться «Джоконда» и ты обязан замирать в восхищении при звуках органной музыки Баха. Так надо, потому что принято в обществе и одобрено большинством его членов.

При нелюбви к театру сразу навешивается ярлык человека, который не может понять прекрасное.

Люди сами развивают у себя стадный инстинкт, подчиняясь мнению толпы. Любые предпочтения в искусстве - это дело вкуса, но образовавшиеся стереотипы намертво отложились в сознании обывателей.

Способы борьбы со стадным инстинктом


Людям, у которых или слабо развито желание быть как все, или оно полностью отсутствует, сложно приспособиться к социуму.

Общество не любит «белых ворон», называет их сумасшедшими особами. Горе таких личностей именно от их ума. Обладая высоким интеллектом, они не желают сливаться с толпой. В итоге подобные люди остаются одинокими бунтарями. Довольно сложно не вызвать отторжение социума и быть при этом неординарной особой. Однако даже посредственность не всегда мечтает стать маленьким звеном единого целого.

Психологи советуют следующим образом корректировать у себя стадный инстинкт:

  1. Сохранение спокойствия в любой ситуации . Энергетика толпы только тогда действует на человека, когда он эмоционально перевозбужден. Особенно это касается излишне впечатлительных и экзальтированных особ. Спокойствие - мощное оружие против манипуляторов.
  2. Включение мозга на 100% . Жертвой стадного чувства никогда не станет высокоразвитая личность. Псевдо-пророки обычно не связываются с такими людьми. Исключение - руководители саентологии, на крючок которых попались Джон Траволта и Том Круз.
  3. Анализ собственного поведения . Рекомендуется разобраться со своим внутренним «Я», выделив позитивные, негативные черты характера и имеющиеся желания. Поняв самого себя, легче разработать дальнейший план действий. Можно позволить амбициям на некоторое время взять верх над рассудительностью, потому что именно они являются стимулом для уничтожения у себя желания быть как все.
  4. Разрушение стереотипов . Не обязательно при этом становиться бунтарем и идти против толпы. Однако люди должны понимать, что перед ними человек с четкой жизненной позицией и личными предпочтениями. Не нужно против своего желания смотреть модную киноленту и посещать разрекламированную выставку только лишь по той причине, что они вызвали общественный ажиотаж.
  5. Поднятие самооценки . Особы со стадным инстинктом чаще всего не уверены в себе. Их больно ранит критика со стороны, и они стараются держаться в тени лидера. Следует полюбить себя и понять свою индивидуальность.
  6. Занятие интересным делом . В компании неординарных людей существует реальность и самому чего-либо научиться. При этом не стоит бояться формирования в таком сообществе стадного инстинкта, потому что подобные личности не копируют действия друг друга.
  7. Развитие чувства юмора и коммуникабельности . Именно озвученные качества выделяют человека среди серой массы. Для этого рекомендуется читать юмористические книги и смотреть веселые ток-шоу.
  8. Жизнь для себя и семьи . Необходимо в первую очередь превыше всего ставить свои интересы, а не чужое мнение, которое навязывает общество. Если это не превращается в эгоизм, то такая линия поведения не позволит человеку слиться с толпой.
Что такое стадный инстинкт - смотрите на видео:

Эта статья будет посвящена людям, которые привыкли жить по «стадному принципу». С точки зрения банальной эрудиции стадо, как индивидуум критически метафозируя в своей абстракции оно не может быть игнорировано теоретическим субъективизмом – это так звучит понятие человеческого стада в пособии по психологии.

От ценности единиц зависит то или другое значение суммы… Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, то есть суммированных нулей, где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем… Ницше

Но, мы все прекрасно знаем, что стадо – это люди у которых есть свои лидер. Ярким примером стада являются, так называемые «Баунти», с фильма «Bad girls» (в главной роли Lindsay Lohan, советую посмотреть на досуге). Баунти – это школьное стадо, которым орудует Реджина Джордж — лидер. Принцип его такой – что скажет нам Реджина, то и будем делать.

Да, с одной стороны быть в таком стаде неплохо: у тебя есть свое определенное место (весельчака или модницы, например), все думают и относятся к разным вещам одинаково и вообще тебе не надо особо напрягать свои мозги, потому что за тебя все решает лидер.

Толпа не любит одиночек; она признает только фальшивых людей, подражающих во всем друг другу. Толпа презирает каждого, кто держится особняком, кто отстаивает свои права, защищает свою свободу, поступает по-своему, невзирая на последствия. — Ошо

Но не все так хорошо как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы стада . К уже выше перечисленным плюсам некоторые мои знакомые (которые живут по «стадному принципу») они относят: понимание друг друга, легкость общения, взаимную помощь и… А не напоминает ли вам это некую закрытую секту. Шутка. Да, неплохо если ты занимаешь определенное место в стаде, но возникает встречный вопрос: «Кто я, если нет рядом стада?».

Самым большим недостатком стада есть то, что в нём ущемляется и уничтожается индивидуализм человека . Это подразумевает под собой некорректное поведение, которое считается в стаде неправильным: ты не можешь сделать что-то без согласования других, а если сделаешь – Goodbye стадо. Немного радикально, но это так. Всем известно с истории СССР понятие коллективизма.

Толпа может простить что угодно и кого угодно, только не человека, способного оставаться самим собой под напором её презрительных насмешек. — Айн Рэнд

В некой степени оно себя, может быть, и оправдало, но к чему это привело – к развалу Советского Союза. По сути СССР (при всех его плюсах) – то же самое стадо, только в более масштабном понятии.

«Стадный принцип» жизни с нами каждый день: кто-то с подруг купил себе какую-то новую модную кофточку, как буквально на следующий день у всех остальных подруг появляется практически похожая, кто-то из друзей начал курить новые сигареты и все нахваливая эту новую марку сами начинают курить такие же.

Людей можно терпеть только в одиночку, толпа слишком близка к животному миру. — Франц Грильпарцер

Это, как безусловный рефлекс Павлова (когда у собаки вырабатывался желудочный сок при включении лампочки), который вырабатывается, но от которого можно с легкостью избавится.

Люди которые выражают свою индивидуальность и не состоят в стаде со всех сторон получают в ответ некое давление. Просто стадо уничтожает всех, кто не входит в его состав: поднимается «грязное белье» индивидуалиста, возникают сплетни и вообще делается все по принципу «Если ты не такой как все, значит тебе вообще нету места на этой планете».

Знаете, почему это делается? Все потому, что стадо боится индивидуалистов. Это связано с тем, что индивидуалист, в моральном и психологическом понятиях, намного сильнее этих сторонников стадной жизни.

Люди которые не боятся проявить максимум энтузиазма и креативности добиваются наивысших результатов как в жизни , так и в признании в обществе (со временем, конечно). Я не имею ввиду выделятся с толпы красными волосами и множеством татуировок на теле (хотя как вариант — очень даже ничего). Просто не поддаваться давлению со сторон и не всегда «подстраиваться» под других, проявляя свой характер и натуру.


Самое обсуждаемое
Как постирать детское байковое одеяло Как постирать детское байковое одеяло
Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг
Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать


top