Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям. Муниципальное учреждение центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи "стимул" тутаевского муниципального района Может ли гиперактивный ребенок учиться хорошо

Гиперактивный ребенок в школе: советы родителям. Муниципальное учреждение центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи

Статья.

Гиперактивный ребенок в школе: Проблемы и решения.

На сегодняшний день самой распространенной формой нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ проявляется непосредственно рассеянием внимания, двигательной активностью (гиперактивностью) и четкостью поведения. Гиперактивность у детей характеризуется тем, что дети чрезвычайно подвижны. После поступления детей в школу проблема гиперактивности увеличивается. Их поведение не соответствует их возрасту, поэтому в школе они не могут достичь каких-либо результатов в обучении. Но при этом множество таких детей имеют высокий уровень интеллектуального развития. Навыки чтения или письма намного ниже чем у обычных детей. Письменные работы содержат в себе множество ошибок, которые характерны именно при невнимательности ребенка. У таких детей также переодически возникают обострения во взаимоотношениях со своими сверстниками, с педагогами, а также с членами семьи. Так как для всех проявлений синдрома типичны колебания во времени и ситуациях, поведение ребенка не предсказуемо.

Гиперактивность представляет собой некую болезнь, которая передается отчасти генетическим путем (по наследству), такие данные были представлены в нескольких исследованиях. Семейные опросы также придерживаются этой гипотезы.

Отечественные исследователи в свою очередь провели свои расследования, в которых пришли к такому выводу: заболевание развивается в результате изменения структуры Х-хромосомы. Исследования, проводимые много лет назад, и сегодня утверждают лишь одно, на развитие болезни непосредственное влияние оказывают гены.

Впервые описал синдромы гиперактивного ребенка, который ни минуты не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман.

М.М. Чистякова в книге «Психогимнастика» говорит, что для таких детей необходимы занятия психогимнастикой. Также он доказал, что уроки изобразительного и музыкального искусства – это средства, которые помогают наладить контакт с детьми, имеющими такие нарушения.

А.Д.Столяренко в книге «Детская психодиагностика и профориентация» в разделе «Гиперактивность» рассуждает о том, что в основе синдрома СДВГ лежат незначительные, но все же поражения участков головного мозга, возникшие в результате осложнений во время беременности и родов, истощающие организм заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические, психические травмы.

Но отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. В 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют значительно больше всего проблем родителям и педагогам. Говоря о детях с этим нарушением, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Сегодня это заболевание начинает принимать огромные масштабы во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует огромное число публикаций как в газетах, так и в книгах, журналах по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-2000, а в 19977-1980 гг. – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг .

Цель статьи - изучить особенности внешнего и внутреннего развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

«Активный» - от латинского « aktivus » (деятельный, дейтсвенный). «Гипер» - от греческого « hyper »- над, сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется на ранних этапах, не соответствует возрасту, развитию у ребенка невнимательности, характеризуется отвлекаемостью, импульсивностью [ 11,с.20 ] .

Гиперактивность- комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности .

Причины гиперактивности у детей в младшем школьном возрасте:

Гены – гиперактивность больше присуща мальчикам, причем преимущественно большинство таких детей имеют светлые волосы и голубые глаза;

Здоровье генетических родителей – зачастую гиперактивные дети рождаются у матерей с аллергичными заболеваниями (астмой, экземой;

Отсутствие либо дефицит жирных кислот и питательных элементов (особенно Zn ? Mg , витамина B -12) симптомами при этом являются постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы;

Неправильное питание- в рационе ребенка преобладают сладкие продукты (шоколад, сахар и т.д.), молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца:

Неправильное воспитание- вседозволенность, нестабильность в поведении взрослых (наказание и поощрение со стороны родителей за один и тот же поступок) .

Родителям стоит помнить, что лучше их их ребенка никто не знает: ни врачи, ни учителя, ни знакомые. Ведь только родители могут оценить «нормальность» своего ребенка. Ну, а оценивая, также стоит не забывать, каждый ребенок индивидуален и имеет право быть личностью, не похожей на других.

Гиперактивность у ребенка может проявляться еще в дошкольном возрасте. Дома таких детей зачастую сравнивают с их старшими братьями, сестрами, сверстниками, у которых хорошая успеваемость и образцовое поведение, от чего, собственно говоря, и страдают дети. Они не хотят быть похожими на других и зачастую специально ведут себя так. Первые проявления неусидчивости можно пронаблюдать в возрасте до 7 лет. Обычно днем такой ребенок не спит даже будучи еще малышом, ночной же сон у него беспокойный. Такие дети постоянно привлекают внимание, находясь дома либо в общественных местах, потому что все время сто-то трогают, хватают, не слушают своих родителей .

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Система предоставления школьного материала в учебном заведении представляет сбой прежде всего педагогический монолог, который требует от детей внимательного слушания и удовлетворительного поведения, тогда как гиперактивным детям нужны визуальные и тактильные опоры в получении информации. В первую очередь родителям и преподавателям следует запастись терпением. Также нужно обязательно соблюдать распорядок дня .

Итак, гипреактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают огромную потребность в движении, что противоречит школьному уставу.

Таким образом, можно сказать, что наши школы не совсем готовы к обучению гиперактивных детей. Сам гиперактивный ребенок не способен структурировать свое время, поэтому на первых этапах его обучения взрослые должны помочь ему с пользой распределять данное ему время, в домашние задания были выполнены. Можно даже в некоторых случая отдавать ответственность за их выполнение самому ребенку, но родители контролируют процесс сами .

Так же проблемой в обучении гиперактивных детей является отсутствие игровых площадок в школе. Ведь гипреактивным детям оно жизненно необходимо, так как позволяет снять с себя некое напряжение, полученное в результате получения новых знаний. А поскольку в школах этого пространства нет, дети его могут устроить там, где захотят.

Эта проблема не однобока, она требует огромного внимая, как родителей, так и врачей, как педагогов, так и психологов .

Правила работы с гиперактивными детьми:

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером:

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки;

Быть драматичным, экспрессивным педагогом;

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым;

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее;

Предоставлять ребенку возможность выбора;

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Выводы. Проанализирова литературу, можно сказать, что причин возникновения синлрома дефицита внимания и гипреактивности у ребенка может быть несколько: психофизиологическая незрелость, нарушения работы мозга, социально-психологически неблагоприятная семейная обстановка.

Также можно смело сказать, что гиперактивные дети не очень хорошо приспосабливаются к непривычной обстановке и новому коллективу. Гиперактивному ребенку нужно уделять больше внимания и давать возможность физической разрядки во время занятия, это, конечно, не говорит о том, что необходимо работать лишь с этим ребенком или вообще не обращать на него внимания, просто к таким детям нужно разработать индивидуальный план и индивидуальных подход: чаще спрашивать, просить что-то принести или подать учителю, помочь собрать работы, рисунки, раздать материалы для занятий, т.е. занять ребенка полезной общественной работой, и тогда он будет ощущать, что полезен, будет стремиться к идеалу. Это поможет ребенку с удовольствием высидеть все 35 минут занятия, не нарушая дисциплины. Внимательный преподаватель может предоставить множество таких приемов. Конечно, приведенные советы не заменят никогда консультации у невропатолога и психолога. Гиперактивному ребенку необходимо постоянное наблюдение у специалистов. Конечно же, главная роль в борьбе с таким отклонением отводится семье. Именно родители должны предпринимать меры по борьбе с гиперактивностью. Зачастую говорят, что даже обычные ссоры в семье могут повлиять на развитие СДВГ, поэтому родители должны стараться при детях сохранять в доме спокойную обстановку.

Также родителям и учителям стоит помнить, что данный диагноз не смертелен. С этим дети могут жить и ничего страшного в этом нет, если, конечно, родители уделяют внимание проблеме внимания. Для большинства детей повышенная активность – это абсолютно нормально, на то он и ребенок. Нужно только, чтобы в процессе этой активности ребенок серьезно не травмировался, т.е. нужно внимательно контролировать его занятия и параллельно обучать осторожности как в физических движениях, так и в словесных, а со временем и осмысленности в поступках.

Список использованной литературы:

    Безруких М.М. Ребенок-непоседа\ М.М.Безруких.-М.: Вентана-Граф,2001.

    Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок\И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова.-М.: Искусство психотерапии,2001.-289с.

    Воспитание здорового ребенка: пособ. Для практических работников детских дошкольных учреждений \ сост.: М.Д.Маханева.-М.,1997.-295с.

    Горпинич Ж.О. Гиперактивность детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] . Ж.О. Горпинич.

    Готов ли ваш ребенок к школе?: пособие для родителей\сост Л.А. Венгер, А.Л.Венгер.-М.,1994.-288с.

    Ефремова О.Н. О гипреактивных детях\ О.Н. Ефремова\\ Дошкольное воспитание.-2010.-№10.-33с.

    Ковикова Е.П. СДВГ у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс ].

    Макарова Н.В. СДВГ.\Н.В.Макарова\\Воспитательная работа в школе.-2010.-№6.-144с.

    Педагогический энцеклопедический словарь\сост.:Б.М.Бим-Бад.-М.:РАГС,2003.-126с.

    Психологический словарь\под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.-М.: РАГС,2003.-627с.

    Шахова Н.С. Психологические особенности готовности к школьному обучению гиперактивных детей [Электронный ресурс]

Сказать, что пребывание “живчика” в детском коллективе – это проблема, значит не сказать ничего. Это больше похоже на выживание. Гиперактивный ребенок в школе или детском саду неудобен, требует бОльшего внимания. Система выжимает таких детей.

В этой ситуации нет виноватых. Если встать на сторону родителей и ребенка, то возникают претензии к учителю. Если встать на сторону учителя, то он тоже прав, и есть претензии к родителям.

Ребенок постоянно сталкивается с непониманием. Его успехи не воспринимаются как системное явление. От него постоянно ожидают проблем. Это можно хорошо понять на примере спорта. Если в команде есть игрок, который ниже по уровню, чем вся команда, то это место требует постоянного внимания от всех в команде.
При первой возможности его пробуют заменить. Это забирает ресурс и не дает возможности спокойно развиваться.

Это кажется замкнутым кругом. Если его не разорвать, то ничего хорошего не получится. Как разорвать этот круг? Какие есть инструменты для этого?

Гиперактивный ребенок в школе и детском саду – адаптация. Что делать родителям:

1)Расширять зону позитивного успеха ребенка.

Если он будет уметь то, что не умеет практически никто из его сверстников в близком окружении (одноклассников, согруппников в детском саду, соседей), это существенно повысит его статус. Причем степень успешности, например, на соревнованиях, не будет иметь определяющего значения, так как сам факт того, что ребенок занимается конным спортом, уже выделяет его «из толпы» . Представьте себе: ваш сын принес в класс гвоздь, который собственноручно выковал в настоящей кузне. Вид и эксплуатационные характеристики гвоздя наверняка никого не заинтересуют – все будут удивлены и восхищены уже тем, что человек побывал в столь интересном и для большинства загадочном месте. Так гиперактивный ребенок в школе или детском саду оказывается в центре внимания (а мы помним, что такие дети именно к этому и стремятся), не следуя принципам «синдрома Шапокляк» – «хорошими делами прославиться нельзя», а благодаря действительно полезной для его развития деятельности .

Для расширения зоны позитивного успеха и популярности ребенка я рекомендую оповестить о том, что он, например, умеет стрелять из винтовки, как можно большее количество людей. Не только ваши близкие родственники, но и практически все знакомые должны быть в курсе и в восторге. Поощрение такой публичностью очень полезно: оно мотивирует ребенка на новые начинания и свершения. Так что в интересные места, где можно заняться чем-то неординарным,стоит сходить хотя бы разово, чтобы в арсенале ребенка был некий «хваст» – «я на картинге катался/ ездил верхом/ мою лошадь зовут так-то». С точки зрения адаптации в социальных учреждениях (детсад, школа) это нужно и важно.

2)Четкое формулировать задачи. Выделять главное.

Еще один существенный, на мой взгляд, момент. Очень часто родители обращаются ко мне с запросом, сформулированным в предельно общей форме . Например: «мы хотим, чтобы ребенок социализировался и в обществе вел себя подобающе». Сам по себе термин «социализация» настолько широкого значения, что, произнося его, мы, по сути, не предоставляет никакой информации. Разумеется, у каждого из нас есть в голове некий образ поведения, приемлемого в нормальном обществе. И если человек слишком явно выбивается из коридора допустимых вариаций такого поведения, мы можем уверенно констатировать, что у него есть проблемы с социализацией. Однако у каждого проблемного ребенка присутствуют совершенно конкретные трудности в той или иной области.

Если в наличии, например, нарушения в сенсорике и сфере ощущений, то человек просто не может адекватно считывать информацию. Он совершенно не воспринимает язык тела, а ориентируется лишь на то, что ему говорят, причем оценивает все сказанное слишком буквально. Такие дети не умеют подражать, у них нет для этого нужных инструментов. А это значит, что соответствовать общепринятым нормам им очень сложно (к примеру, прилично вести себя за столом или спокойно сидеть на уроке). Поэтому коррекционному специалисту стоит точечно работать над телесностью, постепенно переводя свою работу в подходящий для определенного ребенка вид деятельности, способный расширить диапазон его возможностей.

Если у ребенка сложности в коллективе и проблемное поведение, родителям необходимо донести до педагога/воспитателя четко сформулированную задачу . Довольно часто одной моей беседы с воспитателем было достаточно, для того чтобы малыша, с которым работать отказывались, оставляли в группе и успешно учились продуктивно с ним взаимодействовать. Дело в том, что когда обучающий специалист не видит динамики развития ребенка во вверенной ему области, он начинает осознавать это как профессиональную неудачу. А долгое время быть неуспешным в своем деле никому не хочется. Тем более что с другими-то детьми все получается, а вот с этим, проблемным, никак. Не видя результата (например, аккуратных прописей), педагог начальной школы зачастую готов отказаться от ребенка, думая, что бессилен его чему-то научить.

Однако если такому специалисту объяснить, что на данном этапе развития именно этого ребенка для его родителей нужно и важно, чтобы он научился смирно присутствовать на уроке, не выбегая поминутно из-за парты, что сейчас никто не ждет успехов в чистописании, что необходимо лишь научить ребенка удерживать внимание сравнительно длительное время, то ситуация может в корне измениться. Один мальчик, прекрасно умевший читать и писать, но категорически не желавший демонстрировать свои навыки, мог просидеть за партой не более 2-х минут. Учительница, разумеется, советовала поменять школу на коррекционную. После нашего с ней разговора она сосредоточилась на решении конкретной задачи – научить ребенка просто сидеть на уроке. И через год этот гиперактивный ребенок в школе прекрасно высиживал 4 урока. А там и успеваемость подтянулась.

Поэтому, пожалуйста, ставьте перед специалистами определенную задачу и подчеркивайте, что поощрять или не одобрять ребенка нужно лишь в рамках этой задачи. Тогда и воспитателю/педагогу будет легче справляться с ребенком, и ребенку – комфортнее. Если вы не обозначили приоритеты, люди делают логичный вывод, что вам нужно все и сразу. А так как все и сразу не получается, естественная реакция педагога – «я не могу работать с этим ребенком». И это не значит, что педагог и/или ваш ребенок – плохие. Просто ни один человек не готов на протяжении длительного периода ощущать свою несостоятельность.

3) Привлекать специалистов, индивидуально работающих с ребенком к сотрудничеству с педагогами в школе и детском саду.

Очень хорошо, когда побеседовать с воспитателем или педагогом приходят специалисты, индивидуально работающие с ребенком – тренеры, психологи, логопеды. Во-первых, это явно свидетельствует о вашей родительской включенности в развитие ребенка. То есть, вы не просто хотите оставить его в саду или школе на несколько часов и выдохнуть, а действительно прикладываете все усилия для облегчения его адаптации. Во-вторых, педагог или воспитатель становится как бы частью дружной команды , стремящейся помочь ребенку. Это тоже работает вам в благо.

Кроме того, зачастую запросы, сформулированные родителями, воспринимаются педагогами с некоторым недоверием. То есть, когда мама говорит, что ей неважны оценки, что промежуточные и итоговые контрольные как-то можно вытянуть, а вот действительно значимо и нужно – это научить ребенка просто сидеть на уроке должным образом, ей могут не поверить. А когда прихожу я и с позиции корректирующего специалиста объясняю, что именно этому ребенку необходим именно этот навык, люди относятся гораздо серьезнее и практически всегда соглашаются на сотрудничество. Так что привлекайте к разговорам с воспитателями и педагогами тех, кому вы платите деньги за индивидуальные занятия с ребенком. Настойчиво простите их выполнить эту обязанность.

Хотите снизить градус активности ребенка и направить ее в более конструктивное русло?

Мы предлагаем вам подробнее разобраться в этой непростой теме вместе с Олегом Леонкиным (детским реабилитологом, иппотерапевтом, специалистом по сенсорной интеграции и массажу, отцом 5х детей) на авторском онлайн-курсе «Активные и гиперактивные дети» . Сейчас на курс действует скидка.

“Когда мне пишет мама после курса, что главное, что она поняла: “Гиперактивность – классная вещь, если направить её в нужное русло”, я понимаю, что донес ОСНОВНОЕ. А детали проработаем и разберемся”, – Олег Леонкин.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем - расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок - для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе - быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо - просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться - такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка - это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

- Многих волнует вопрос - надо ли говорить учителю про СДВГ?

Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, - многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его "неудобное поведение"

Не стоит сразу становится в позу - будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас "особенности", она мне невозмутимо сказала: "особенности есть у всех, это же дети".

Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок

Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

Нет, конечно. СДВГ - не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер - типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше - у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ - диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

- Когда родителям надо начинать беспокоится?

Обычно СДВГ начинают "искать" после 4 лет. Признаки могут быть самыми различными, иногда совсем нетипичными. Но некоторые характерные черты узнаваемы. У 30% таких детей бывают проблемы с речевым развитием. Практически для всех характерно капризное протестное поведение. Они скандалят в супермаркетах не потому, что избалованы - они крайне нетерпеливы и не могут контролировать свои эмоции. У них рано, еще в дошкольном возрасте, начинают проявляться различные тики - признак слабости нервной системы. У многих обостренная сенсорная чувствительность. Некоторые могут впадать в истерику от звука пылесоса, "жмет - трет" - это тоже про них. Ко мне обратилась одна семья, в которой девочка приходила в первом классе из школы и раздевалась донага - ей все мешало. Они придирчивы к текстуре одежды, текстуре пищи. Пища с комочками для такого ребенка может стать 100% условиям, чтобы вообще не есть. У них могут долго сохраняться энурезы, энкопрезы (каломазание). Может неправильно формироваться акт дефекации - пока был в памперсах - проблем не было, а на горшок - не получается, протест. Зато почти сразу наложит в штаны, как только его оставят в покое. И иногда только по этим признакам обращаются к специалистам, других признаков проблемного поведения не заявляется. Если у ребенка есть подобные симптомы - это повод показать его врачу-психотерапевту.

Где родителям брать силы

- Что делать, если такой диагноз выставили?

Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто - условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание - дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться - потому что еще одна проблема таких детей - они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше - ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка - что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету - это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из "приличных" семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло - я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да - с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры - они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, - вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: "правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?" Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое - я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила - зачем, он сказал: "я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку". На групповых занятиях не только знания - но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него - в буквальном смысле

- Если вернуться к школе - чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь - умение проговаривать мысли "про себя" формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает - задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: "он меня не слышит".

"Плохо – это не норма": как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза - для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы - он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

- Можно ли таким детям ходить в продленку?

Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому - он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ - так называемая энергетическая, теория "слабой батарейки мозга". С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают "обнимашки-целовашки". Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

- Как их все-таки уговорить учиться?

Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки - но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей - особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание - будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию - не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

- Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ - черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия - это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные - от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет - они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

- Какие жалобы бывают у взрослых?

Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, "депрессивности", не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: "Я забыла все, чему меня учили…"

- Так это специфика нашего образования - сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

Я не совсем об этом. Люди с СДВГ - на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности - могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность - когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт "великие с СДВГ", но приводить примеры я не буду - для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать - детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Конечно, с такими детьми непросто - постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.

Гиперактивный ребенок в школе и дома.

Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками: часто наблюдается беспокойные движения; вертится; встает со своего места в классе во время уроков, когда нужно оставаться на месте; часто бывает болтлив; обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов".

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка

Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Что делать?
Вначале необходимо установить причину гиперактивности, для чего нужно проконсультироваться со специалистами. В случае назначения невропатологом лечебного курса, массажа и соблюдения особого режима, необходимо строго следовать его рекомендациям.
Создать вокруг такого ребенка спокойную, благоприятную обстановку, поскольку любые разногласия в семье лишь заряжают ребенка отрицательными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению родителей и близких ему людей.
Необходимо соблюдать единую линию поведения родителей и всех членов семьи в воспитании ребенка.
Очень важно не допускать переутомления ребенка, не стоит превышать нагрузку и усиленно заниматься с ним. Например, отдавать ребенка сразу в несколько секций или кружков, перескакивая через возрастные группы. Все это приведет к капризам и ухудшению поведения ребенка.
Чтобы не допустить перевозбуждения ребенка, очень важно соблюдать режим дня, в который входит обязательный дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, необходимо сменять подвижные игры и прогулки спокойными играми и т.д.
Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения ребенка.
Старайтесь, чтобы ваши просьбы не несли сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, необходимо смотреть ему прямо в глаза.
В целях развития тонкой моторики и общей организации движений необходимо гиперактивных детей приобщать в занятия хореографией, теннисом, танцами, плаванием, каратэ.
Необходимо приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.
Воспитывая гиперактивного ребенка, не следует впадать в крайности: с одной стороны проявлять чрезмерную мягкость, а с другой - повышенных требований, которые он не в силах выполнить, в сочетании с жесткостью и наказаниями. Частая смена наказание и настроения родителей оказывает негативное влияние на гиперактивного ребенка.
Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.
Чтобы улучшить концентрацию внимания при выполнении домашних заданий необходимо убрать по возможности все раздражающие и отвлекающие факторы, это должно быть тихое место, где ребенок сможет сосредоточиться на работе. Во время подготовки домашних заданий необходимо заглядывать к ребенку, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Каждые 15-20 минут разрешайте ребенку делать пятиминутный перерыв, во время которого можно походить и отдохнуть.
Старайтесь всегда обсуждайте с ребенком его поведение и высказывать ему замечания в спокойной и доброжелательной форме.
Очень важно повысить у ребенка самооценку, уверенность в собственных силах. Сделать это можно за счет усвоения им новых навыков, успехов в учебе и повседневной жизни.
Гиперактивный ребенок очень чувствителен, он особо остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви, любви не за что-то, а потому что он есть. Вот мы с вами и подошли к важной теме - что делать родителям с этим неугомонным сгустком энергии..

1. Закаливать ребенка.

Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?

Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае – в нервной системе.

Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.

2. Не держать дома.

Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.

Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу в школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям.

3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.

Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…

А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: « Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние» . И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: « Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею» .

4. Учить ребенка расслабляться.

Это можно делать в форме веселой игры. Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.


Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.

Особенности обучения

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Учимся успокаиваться

Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

Наказание

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Пройдите тест


Кто вас обычно будит по утрам?


Самое обсуждаемое
Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг Призналась другу, что люблю его, а он сказал, что я для него просто хороший друг
Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать Какими словами правильно выразить соболезнования по поводу смерти близкого человека и что отвечать
Подарок первой учительнице на 8 марта Подарок первой учительнице на 8 марта


top