Призрак женщины в белом. Призрак белой дамы в замках европы Чёрная дама Несвижского замка

Призрак женщины в белом. Призрак белой дамы в замках европы Чёрная дама Несвижского замка

БЕЛАЯ (БАБА, ДЕВКА, ЖЕНЩИНА) — явление смерти в образе женщины, девушки, покойница, предвестница несчастья, водяной дух, видение, призрак, угрожающий жизни человека.
«Белая женщина в белом саване является тому из семьи, кто скоро умрет» (Ворон.), «После бани помрочило — бела, высока показалась. Я воскресну молитву зачитала, и все исчезло» (Мурм.), «Стоит белый человек — простыня вот так накинута» (Новг.).
«Предвестник в белом» (в белых одеждах, белом балахоне, чаще всего очень высокий) — один из самых популярных персонажей поверий в XIX и XX вв. В рассказе начала XX в. из Архангельской губернии явление женщины в белом на повети предшествует кончине девушки. В современном повествовании одетая в белое женщина выходит на дорогу и предсказывает будущее: «Слух пустил кто-то... Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он видит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла и просит его купить белого материала с полметра.
— А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся. Он съездил, купил. <...> А как проезжать стал то место, машина опять остановилась. Спрашивает его:
— Купил? — Он отдал материал. — Что хочешь теперь проси, все исполню.
Он перетрусил, не знает, что спросить. Потом сказал первое, что пришло в голову:
— Война будет?
Она отвечает:
— Войны не будет» (Вост. Сиб.).
Высокая фигура, «накрывшаяся всем белым», является отцу и дочери по дороге на ярмарку: «Стоит женщина... и все голосом читает. Высо-о-кая — высо-о-кая эта баба! Так голосом она и плакала. А потом через два года и папка помер. Вот мама все говорила, что это Смерть ему пришла» (Новг.).
Образ высокой белой женщины, по-видимому, объединяет персонификации смерти и судьбы в облике белой колеблющейся фигуры, схожей с покойником в смертном одеянии. Умерший, по поверьям, может прийти за живыми и «увести», погубить их — он несет с собой смерть, воплощает ее.
Белый цвет в одном из своих основных значений — цвет смерти, небытия, он характеризует обитателей иного мира. Традиционна и персонификация «смерти-судьбы» в облике женщины: она дарует жизнь — и может ее отнять (сходное значение иногда приобретает образ женщины в черном или красном одеянии).
В поверьях XIX-XX вв. фигура в белом именуется и не вполне определенно («бела», «высока») и прямо называется смертью и, например, в современных рассказах Новгородской области трактуется как «обернувшийся простыней покойник» .
Образ белой женщины предполагает и несколько иные трактовки. В поверьях ряда Губерний России он связывается со стихией воды. Белая баба в рассказах вологодских крестьян напоминает русалку: «В каменистых реках она иногда выходит из воды, садится на камень и расчесывает себе волосы». Женщина в белом появляется у проруби: «...Мы только подошли — стоит женщина! Вся в белом, как снегурка. Все у нее горит около головы так. У этой проруби конской стоит и грозит пальцем: „Вы знаете, что в двенадцать часов на прорубь ходить нельзя?“ Хоть у соседки ковшик воды попроси, а не ходи» (Вост. Сиб.).
В повествовании из Костромской губернии белая женщина — покойник- колдун, «речной дружок» полупомешанной девушки: «...уж мы спать полегли, слышу я, стучится кто-то в окно, встала, глянула, <...> да так и обмерла со страху: стоит у окна Аксинья, вся, как есть, мокрая, и уж чего-чего нет у ей в подоле: и раки, и лягушки, и трава какая-то водяная... <...> Взбудила я помаленьку мужика своего, рассказала ему, в чем дело, — ён палку узял, а я — иконочку, родительское благословение, и пошли мы с ним вон из хаты, поглядеть, что будет. Только мы к углу подходим, женщина, вся в белом, метнулась было к нам, да, верно, благословение-то мое помешало — назад, да и пропала за углом. Только ента пропала, откель не возьмись Аксинья вывернулась, зубищами ляскаст, глянула на нас и говорит: „Графенушка, пусти меня заночевать, дуже я замерзла“. А я говорю: „Зачем ты ко мне пойдешь? Ведь твоя хата вон, рядом“. А она как захохочет, да пустилась бежать вниз, туда, к речке, да причитать: „Марья! Марья!“ — Это она энтого-то, дружка-то своего звала да энтого, речного-то... ну, ведь это ён женщиной-то белой обернулся, да за углом ее поджидал...»
Белая девка может появиться и в лесу, выгоняя оттуда пришедших драть лыки крестьян: «Давай, говорю, Лавруш, подерем етта лык! Он отошел эдак в сторонку от меня, срубил березу, дерет сибе лыка, я тоже. Вдруг как закричит во все горло! Еле-еле пришел в себя и говорит: „Пришла, говорит, ко мне девка, высокая, белая, косы распущены, да как схватит меня рукой за галстук (шарф) и галстук сорвала“. Я посмотрел, а у ево на шее пятно большущее багровое... „Ну, говорю, Лавруш, побежим скорие домой, это леший с нами шутит, щобы чево худова не сделал, видно, березняк-ать — это ево“» (Волог.)
В окрестностях Семипалатинска рассказывали, что в одном из курганов у Иртыша скрыт, по преданию, клад: «Иногда по ночам над эти курганом появляется белая женщина на белом коне. Кладом никто из людей не воспользовался».
Женщинами в белом нередко представляли болезни: «Есть люди, утверждающие, будто видели, как в полночь в избу входила женщина в белой одежде и, пройдя по избе, неизвестно куда исчезала, или же останавливалась перед кем-либо из семейства и пристально, долго на него глядела. На другой день этот человек заболевал» (Ворон.) <Селиванов, 1886>.
Очевидно, что полисемантичный (как и весь круг «мерещущихся» и одно временно принимающих женское обличье персонажей — МАРА, РУСАЛКА) образ белой женщины все же наиболее устойчиво соотнесен с предзнаменованиями судьбы — неудачи, болезни, смерти.
Предвестником несчастья в поверьях русских крестьян может быть и мужчина в белом. На Терском берегу Белого моря записан рассказ о появлении в лесу высокого мужчины в белом, с лентой через плечо. Он предсказывает встреченному в лесу крестьянину близкую войну и гибель.
В крестьянских рассказах конца XX в. белая женщина чаще все же не преследует человека и даже не вступает в разговор, а плачет или причитает, либо просто стоит неподвижно, как некий явленный знак грядущей беды (иногда подобным образом описывается появление Богородицы, также вещающей бедствия, перемены).

Марина Власова. // Марина Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

Многие знатные фамилии Европы могут похвастаться историями о призраке Белая Дама. Рассказано множество историй о появлении Женщины в Белом в замках Чехии, Германии, Франции. Я решила сделать подборку наиболее известных легенд. Первая история о Белой Даме из Чехии. (Среди иллюстраций мои фото городка Чешский Крумлов ).

Из записей Николая Вербина, 189* год
Это случилось во время моего путешествия по Польше. Погода вдруг резко испортилась, дорога до ближайшего города оставалась длинная, и я решил остановиться в придорожной гостинице. Я не ошибся, вскорости налетела метель. Уже вечерело, когда я устроился в своем номере. Вдруг дверь моей комнаты приоткрылась от сквозняка. Когда я подошел, чтобы закрыть ее, то к своему удивлению увидел на лестнице белый силуэт женской фигуры, которая, неспешно спустившись вниз, растворилась в сумраке прихожей.

В голове промелькнули мысли: "Надеюсь, я не впадаю в безумие? Я взаправду видел привидение?" Любопытно, что таинственная фигура не вызвала у меня страха или какого-нибудь другого неприятного ощущения, о котором упоминали люди, видившие призраков. Устроившись за столиком, я попытался читать, дабы прогнать навязчивые мысли. Сосредоточиться на чтении не удавалось. В тенях от свечи мне начала мерещиться всякая чертовщина, а вой бури за окном только усиливал волнение. Я решил спуститься в гостиную, в надежде отыскать общество для беседы.

Белая Дама рода Рожмберков
В гостиной мне встретился военный Михаил фон Роземберг, о знатном роде которого я был наслышан (он происходил от богатых чешских аристократов Рожмберков). Михаил курил трубку, устроившись в кресле за кофейным столиком. Лицо капитана выглядело задумчивым. Не боясь показаться безумцем, я поведал ему о недавнем видении.
- И вы видели Белую Даму? - оживился собеседник.
Его вопрос вселил в меня надежду, что я не единственный свидетель сверхъестественного.
- Да, она спустилась по лестнице... Она пришла к вам? - внезапно догадался я.
Собеседник кивнул.
- На ней были черные перчатки, - добавил он печально-задумчиво.


Замок "Рожнберк-над-Волтавой", где появляется призрак Белой Дамы. Рисунок 19 века

Не желая гадать, что значат "черные перчатки". Я попросил собеседника поведать историю о призраке рода Рожмберков. Благо обстановка способствовала, освещенная гостиная казалась особым безопасным местом, а темный коридор мрачной дорогой в иной мир. Как темнота усиливает детские страхи!


Современный вид на замок, фото из путеводителя

Мой новый знакомый с радостью начал рассказ.
Белая Дама Рожмберков, которую чаще называют Белая Панна, обычно появляется в местах былых владений Рожмберков, но иногда она приходит к представителям рода независимо от расстояния.
Она добрая, страху не нагоняет. Хотя иногда является печальным вестником. Если она приходит в черных перчатках, значит кого-то из членов семейства ждет смерть, если в красных - берегитесь пожара. Но если на призрачном лице улыбка - значит, будет удача.
Теперь мне стало понятно волнение Михаила, он явно обеспокоен за кого-то из родственников. Видя во мне понимающего собеседника, Роземберг продолжил рассказ.


Перхта Рожмберк (годы жизни около 1429 - 1476) - Белая Панна.
По легенде ее душу освободит тот, кто сумеет расшифровать загадочную надпись на портрете.
В награду спасителю дама укажет, где хранится клад

Проклятье злодея
С ее именем связана печальная история рода чешских дворян Рожмберков, которая произошла во времена дикого средневековья, в 15 веке. Знатную девушку Перхту из рода Рожмберг насильно выдали замуж за злобного аристократа Яна Лихтенштейна, имевшего влияние при королевском дворе. Супруг оказался злодеем и всячески издевался над молодой женой, которой в год замужества исполнилось 20 лет. Он также осмеливался устраивать оргии в замке, не стыдясь молодой жены. Злобные сестры Лихтенштейна тоже унижали новую родственницу.

Перхта пыталась бежать от мужа, но дикие нравы той эпохи не позволили ей вернуться в отчий дом. Несчастная была вынуждена остаться с мужем. Она прожила с ним более 20 лет, терпя тиранию. Перед смертью муж попросил у нее прощения, но честная гордая супруга отказалась простить издевательства. Тогда негодяй проклял Перхту: «пусть тебе не будет покоя после смерти», после этих слов его черная грешная душа провалилась в Ад.


Рисунок в интерьере замка, 17 век

Увы, проклятье сбылось. После смерти душа Перхты не упокоилась. Она является в белом платье с ключами за поясом.

Хранительница рода
Дама всегда была добра к Рожмберкам. Она приходила нянчить детишек рода, оберегала их от всякого зла. Служанки знали, что панна навещает детей по ночам, и не боялись ее. Однажды ночью, когда призрак убаюкивала маленького Петра Вокова, проснулась няня, недавно принятая на службу. Глупая женщина подняла крик, и Белая Дама, скользнув сквозь стену, исчезла. Больше она не навещала Петра. Он стал последним владельцем замка Рожмберков. Возможно, нерадивая служанка прогневала хранительницу рода.


Портрет Петра Вокова (годы жизни 1539-1611) в детстве

Клад Белой Панны
Повзрослевшему Петру Вокову рассказали о его детской встрече с Белой Панной. Повинуясь любопытству, он велел сломать стену, через которую прошла призрак. В стене был найден клад. С тех пор глупцы охотники за кладами бродят по бывалым владениям Рожмберков, желая встретить Белую Даму и разузнать у нее о кладе. Некоторые думают, клад нужно искать там, где привидение исчезнет. Можно только посмеяться над людской глупостью.


Монеты Рожмберков

Забавный случай
Однажды Белая Панна напугала группу студентов, остановшихся в замке. Чрезмерно испив местного пива, они начали отпускать глупые шуточки о призрачной хозяйке. Один заявил, что готов обнять даму и признаться ей в любви. Перхта явилась проучить наглеца, который по глупости своей решил выполнить сказанное, и попытался обнять призрак. Отделался он легко, благородная дама всего лишь лишила его сознания. Говорят, есть призраки более суровые к таким выходкам, и не избежать бы ему безумия.


Интерьер замка "Рожмберк-над-Волтавой", фото из путеводителя

Белая Панна в городке Чешский Крумлов
Помимо замка Рожмберков существует другое излюбленное место появления Белой Панны - городок Чешский Крумлов. После смерти мужа, Перхта осталась в этом городе до конца жизни. Она запомнилась горожанам своей добротой и милосердием. Когда Перхта умерла, по ней скорбил весь город. Говорят, Белая Панна часто посещает любимый городок. Были рассказы очевидцев, которым встречалась белая фигура, неспешно прогуливающаяся по узким улочкам.


Город Чешский Крумлов, фото мои 2005 года (увеличиваются при клике). Прим.


Замок Рожмберков в городке Микулове, где также было замечено появление Белой Панны


Предполагаемый рассказчик Михаил фон Розенберг, военный инженер, получивший чин генерал-майора (годы жизни 1861-1928). Представители рода Рожмберков появились на российской службе в 18 веке при царице Анне Иоановне

Спуспустя несколько дней я получил письмо от Роземберга, в котором он писал, что умер их близкий родственник. Смерть родственника произошла в тот самый вечер, когда к нему явилась Белая Панна.

Дополнение к истории . Появление Белой Панны было замечено во Вторую Мировую в 1944 году. Фашисты устроили в замке нацистскую школу для девочек. Однажды школьницы, поднимавшие фашистский флаг увидели призрачную женщину, которая погрозила им пальцем. Перепуганные девчонки убежали, а поднятый флаг оторвался от шеста и упал на землю. Случаю быстро нашли объяснения, обвинив во всем диверсантов. Однако, посторонних в замке так и не нашли. Так призрак выступила против фашизма в своем имении.


Прям про меня картинка:))
Летом в замке проводится ночная экскурсия, посвященная Белой Даме. Призрака никто не встретил, но экскурсия очень интересная. Надеюсь, когда я снова побываю в Чехии, обязательно загляну к Белой панне.

Узнать о Рожмберках (Розенбергах) можно тут http://rosenberg-i.ru
Также использованы фотоматериалы сайта

Они появлялись испокон веков, по всему миру, и продолжают появляться и поныне. Мы нарывались на подобные случаи, не менее дюжины раз с самого детства. Чаще всего это выглядит где-то так: Молодая женщина в приступе тоски и безнадеги из-за жестокости и побоев мужа убивает своих детей. Или же она убивает их потому, что они мешают ей выскочить замуж за мужчину ее мечты. В любом случае, когда она умирает, то становится призраком. Самая известная версия этой истории, скорее всего, родом из Мексики:

    Давным-давно, гласит предание, прекрасная индейская принцесса, донья Луиза де Лаверос полюбила симпатичного мексиканского дворянина по имени дон Нуньо де Монтескларо. Она полюбила глубоко и искренне, и родила от него двоих детей, но Монтескларо отказался жениться на ней. Когда он, в конце концов, бросил ее и взял в жены другую женщину, донна Луиза обезумела от гнева и заколола обоих своих детей. Ее нашли бредущей по улице, рыдающей, в залитой кровью одежде. Власти обвинили ее в детоубийстве и отправили на виселицу.
    Говорят, после этого призрак Ла Лороны («плакальщицы») бродит по ночам в окровавленной одежде и оплакивает своих убитых детей. Если на пути ей попадется ребенок, то она может взять его с собой в Нижний Мир, где обычно обитает ее дух.

Но даже это - только осовремененный вариант более древней легенды, возможно восходящей к тем временам, когда конкистадоры бесчинствовали на берегах Рио-Гранде – явное свидетельство того, как давно данная разновидность призраков ошивается вокруг. Ближе к родным пенатам, в районе Далласа, рассказывают другую историю. Местный дух известен как Призрак Уайт Рок Лэйк (Белого Горного Озера). История Ла Лороны объединяется здесь с другой известной городской легендой – легендой об исчезающем автостопщике. Иногда водитель (почти всегда ночью) подбирает голосующего на шоссе человека, а после этот человек или внезапно пропадает, если, например, автомобиль проезжает кладбище, или дает адрес, который приводит к заброшенному дому. У нашего отца мнение об исчезающем автостопщике сложилось весьма определенное:

    Этот призрак тем более опасен, что играет на одном из лучших человеческих качеств - потребности выручить человека, нуждающегося в помощи. Проблема с исчезающим автостопщиком состоит в том, что он не всегда исчезает бесследно, иногда он оставляет после себя подарочек на память – жгучее желание снова его встретить. Обычно этот поиск ведет прямо на кладбище и в мире становится на одного доброго самаритянина меньше. Некоторые духи всего лишь не могут сами приблизиться к нужному месту, но другие всего лишь любят играючи использовать лучшие стороны человеческой натуры.

Около Уайт Рок Лэйка вы увидите загадочные огоньки, услышите странные звуки, а местные жители, вероятно, расскажут вам уйму историй, если вы задержитесь там настолько, чтоб выслушать их. Вы узнаете про симпатичную девушку в промокшем насквозь белом вечернем платье, голосующая на дороге и затем исчезающая прежде, чем машина доставит ее по адресу. И о другой девушке, которую можно увидеть недалеко от побережья. Она просит позвонить по телефону, а затем исчезает, оставляя после себя лишь лужу воды и затухающее эхо криков.

Мы слышали и о других случаях появления Ла Лороны - в районе кладбища в Чикаго, в Форт Монро в Виргинии, на Мосту Плакальщицы в Дублине, Индиана, на мосту Калумет в Гэри, Индиана – и вообще, на Чикагщину они слетаются, как мухи на… мед. Но мы слышали, что женщину в белом/исчезающего автостопщика видели даже в Сингапуре. Но все эти призраки совершенно безвредны. Вот и мы к ним пока не лезем, зачем: каждый из них просто блуждающий призрак, бродяга, вреда с него - никакого.

Последний раз мы встречались с женщиной в белом в Иерихоне, в Калифорнии, несколько лет назад. Так же, как и Призрак Уайт Рок Лэйк, она была «исчезающим автостопщиком». Она просила отвезти ее домой и, если вы подбирали ее, то вскоре оказывались у старого пустующего дома в безлюдном месте и могли уже не беспокоиться о возвращении домой.

Кроме того, в этом случае дух – Констанс Велш – была самоубийцей. Она утопила своих детей, а сама спрыгнула с моста. Иногда самоубийцы превращаются в злобных призраков, мстящих людям, насолившим им при жизни. Они растеряны и отчаялись и со временем тьма настолько заполняет их, что они начинают преследовать любого, кто хоть отдаленно напоминает людей, которые довели их до самоубийства.

Наш отец после изгнания женщины в белом в Дюранте, в Оклахоме в 1991 написал в своем дневнике, что он думал, будто Ла Лорона относится к той разновидности духов, которую в Ирландии называют бин сид, или баньши .

    Иногда они одеты в белое, иногда в саван или в иную погребальную одежду. Они пронзительно кричат, вопят, иногда они предвещают приближение смерти для кого-нибудь из тех родственников, кто их слышит. Обычно они появляются в одном из трех обличий, которые соответствуют трем степеням женственности (и, возможно, имеют отношение к возрасту человека, смерть которого они предвещают). Баньши может выглядеть как прекрасная юная девушка, как зрелая женщина и как дряхлая ведьма. Последнее обличье, вероятно, имеет отдаленное родство с печально известной английской ведьмой, известной как Черная Энни, одноглазой старой каргой, физически сильной и внешне похожей на демона: длинные зубы, стальные когти и синее лицо. Она пряталась в огромном дубе, последнем, что осталось от древнего леса. Как и многие другие ведьмы, она питалась человечинкой, предпочитала детишек, которых она жевала после того, как сдирала с них кожу заживо. Эти кожи она вешала в своей норе под корнями дерева. Баба Яга из русского фольклора – другая разновидность ведьмы, живущей в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Она тоже любит детишечек, но, в отличие от Черной Энни, Баба Яга при случае могла оказать важную магическую помощь герою или найти ребенка. Если ее хорошенько да ласково попросить или застать ее в хорошем настроении, то она может помочь вам в вашем деле вместо того, чтобы сделать из вас отбивную.
    Баньши часто видели плачущей, когда она стирает окровавленную одежду в реке – обычно это одежда того, кто должен умереть. Она может появиться в виде ворона, кролика или ласки.

Мы знаем, что в сельской местности - это водяные, русалки, лешие, кикиморы и прочая нечисть. Городские привидения не имеют фольклорных аналогов, они порождения искусственной среды, созданной самим человеком, поэтому имеют свою специфику и уникальность. Некоторые городские мифы послужили основой для многих фильмов-ужасов, к примеру, призрак по имени Кровавая Мери или широко известная Женщина в белом, которые, согласно легендам, имели своих реальных прототипов. Вот современная городская легенда. Как-то ночью в квартире одной пожилой женщины раздался телефонный звонок. Она взяла трубку и, к своему великому ужасу, услышала голос своего покойного мужа, который стонал от боли. Женщина бросила трубку, но телефон тотчас же зазвонил снова. Ей так и не удалось сомкнуть глаз. Наутро она едет на кладбище и видит, что на могиле ее мужа лежат какие-то доски, обрывки телефонных проводов (накануне был большой ветер). Или вот такая история. Молодой человек возвращается поздно ночью с вечеринки и подсаживает по дороге молодую женщину в белом платье, которая дрожит от холода. Он дает ей свой пиджак. Утром он вспоминает, что незнакомка не отдала ему пиджак (а может, просто хочет продолжить знакомство), и едет к ней домой (адрес он запомнил). Но, к своему удивлению, узнает от родителей девушки, что их дочь несколько лет тому назад погибла при автомобильной катастрофе. Он едет на кладбище и находит на ее могиле свой пиджак.


Вероятно, в таких легендах отразилась подсознательные страхи жителей городов перед неведомой инфернальной силой. У каждого города своя история и свои ужасы.
Наш город тоже имеет свою историю и свои городские легенды, которые из уст в уста передаются следующим поколениям. Есть свои дома с привидениями и призраками. В предыдущем номере в материале «Легенды о Городе» я приводила факт о том, что призраки почему-то любят учреждения культуры. Помнится, несколько лет тому назад по городу ходила легенда о краеведческом музее. Говорили, что по ночам там неспокойно: из зала, где лежал мумицифированный труп женщины, найденный археологами в одном из улусов и почему-то сданный в музей, слышались крики, стенания, угрозы, плач. Сторожа отказывались работать, и только после того, как женщину увезли обратно на родину и повторно похоронили, в музее стало спокойно. Хотя кто знает, ведь там все равно полно вещей, привезенных из раскопок, они, по слухам, также могут влиять на ауру помещений. Еще одно учреждение культуры имеет своего, так сказать, стационарного призрака. Кстати, более десяти лет тому назад я некоторое время работала в этом учреждении. И однажды засиделась допоздна, так как ждала одну девушку, которая должна была подойти ко мне по делу. Занятая чтением, не заметила, что уже темнеет, а девушки моей нет. Решив, что уже не стоит ждать, собралась выходить и увидела, что двери заперты снаружи. Сторож, видимо, посчитав, что никого нет, запер двери и куда-то ушел. Значит, я просидела под замком, одна-одинешенька, в здании, где водились привидения, и многие служащие утверждали, что видели призрак девушки в белом национальном платье. А моя девушка, видимо, приходила и наткнулась на замок. К моей великой радости, сторож скоро пришел и очень удивился, обнаружив, что запер кого-то. По рассказам, девушка-призрак раньше училась в этом здании в 60-х годах прошлого века и даже жила здесь же, в студенческом общежитии. Однажды в какой-то праздник девушки решили подшутить и втолкнули самую скромную сокурсницу – предварительно напоив вином - в комнату парней, причем в обнаженном или полураздетом виде. Что случилось там, в этой комнате, история умалчивает, но потом девушку эту подвергли всеобщему остракизму, и бедняжка, не выдержав позора, повесилась. С тех пор ее призрак изредка появляется в коридорах этого здания. Кому-то она улыбается – в таком случае человека ждет удача, кому-то показывается сердитой – тогда, наоборот, жди чего-нибудь плохого. Иногда служащие слышат ее легкие шаги по коридору, выглядывают – никого.


Вообще, в общежитиях часто приживаются призраки. Это, скорей всего, связано с тем, что обитатели постоянно меняются, и потому хранитель дома – домовой – не приживается в таких зданиях. К тому же молодые люди, проживающие вдали от родителей, не всегда ведут примерный образ жизни, бывает и такое, что от неразделенной любви или по другой дурости кончают жизнь самоубийством. В университетских общежитиях также есть такие привидения. В одном из них я жила на первом курсе. Там также видели девушку в светлой ночной рубашке, которая повесилась в общей умывальной комнате также в конце 60-х годов прошлого века. Согласно легенде, она забеременела без мужа, а парень ее отказался на ней жениться… Возвращаться домой с ребенком и без мужа в те годы было большим позором. И никого, кто бы ей помог, рядом не оказалось... Ее призрак видели в определенное время, обычно рано утром, когда большинство студентов еще крепко спят и видят сны. В наше время призрак чуть ли не до смерти напугал одну студентку- старшекурсницу, которая в тот день рано утром куда-то улетала и, чтобы успеть к рейсу, встала очень рано. Она, стараясь не шуметь, оделась и направилась в умывалку. Через несколько минут оттуда раздался ее страшный крик. Ее привели оттуда почти невменяемую и долго приводили в чувство. А на самом деле случилось вот что. В умывальной комнате горела только одна лампочка, было темновато, когда она вошла туда и стала умываться. Вдруг в зеркале увидела, что сзади к ней плывет в воздухе что-то белое. Она в ужасе замерла. Призрак встал рядом с ней и также стал умываться. Девушка закричала и потеряла сознание. После этого случая в умывалку стали ходить только толпой и заставили парней вкрутить лампочки, чтоб стало светлее…
Рядом с этим общежитием стояло другое, там я жила уже будучи в старших курсах. На чердаке этого дома однажды повесилась другая девушка. Умница и красавица, без пяти минут выпускница. Она не была беременной, и парень ее не бросал, наоборот, считал дни, когда любимая, получив диплом, приедет на работу в его село. Но так и не дождался… Ее, эту девушку, старосту группы, умницу и красавицу, вдруг, с какой-то тапочки, обвинили в воровстве, причем не кто-нибудь, а лучшие подруги, с которыми она прожила все пять лет учебы в одной комнате. Они устроили судилище и даже ухитрились устроить так, чтобы на этом судилище присутствовал не кто иной, как сам руководитель факультета. Видимо, руководителю такого уровня делать было нечего, как ходить по общежитиям и лично присутствовать на девичьих разборках - кто, когда и зачем взял чьи-то рейтузы или что-то в этом роде. После судилища она долго, почти всю ночь, ходила по коридорам общежития, и никто не вышел вслед за ней посмотреть, как там она, никто не поинтересовался ее состоянием. Никто не взял за руку и не сказал: «Не бери в голову, это все пустяки, дело житейское, они просто тебе завидуют, и парень твой, если по-настоящему любит, ни за что не поверит им!» Или какие-то другие слова, которые были ей так нужны в ту ночь. Она долго сидела в общей кухне на другом этаже, а под утро забралась на чердак и повесилась на пояске своего платья в стиле «кантри».


С тех пор прошло много времени, но я почему-то часто думаю о ней, может, потому, что я ее хорошо помню, она была очень запоминающейся девушкой. Иногда думаю о тех девушках: а чего они добивались и как жили все это время, неужели их не мучают угрызения совести? Кстати говоря, живут и радуются, некоторые даже процветают, имеют все возможные и невозможные регалии, звания, имеют семьи, детей, благодарных учеников… В общем, как говорится, «сеют разумное, доброе, вечное…» И, возможно, уже даже не помнят о том случае или делают вид, что не помнят. А девушка эта, навсегда оставшаяся двадцатидвухлетней, не вышедшая замуж за любимого человека, не родившая детей, никого не выучившая, по их вине наложившая на себя руки, навеки прикована к тому чердаку, где когда-то так обидно и нелепо оборвалась ее юная жизнь. Иногда, кто знает, может, ее душа спускается с чердака и ходит неслышной тенью по коридорам, где когда-то и она о чем-то мечтала, кого-то любила, на что-то надеялась… Руководитель факультета, еще далеко не старый человек, неожиданно скончался от инфаркта, а попросту - от разрыва сердца.


Здание, бывшее в мое время историко-филологическим факультетом, также слыло домом, где обитают привидения. Оно до сих пор стоит, зияя пустыми окнами и пугая припозднившихся прохожих, которые, начитавшись разных небылиц и баек (вроде моих), спешат скорее пройти мимо этого, так сказать, городского етеха. В наше время там неожиданно умерла от разрыва сердца девочка-подросток, которая осталась часа на два перед школой подменить мать, сторожившую это здание. В этот день, помнится, у нас отменили лекции. Вообще, рассказывали разное. Однажды студентки одной группы задержались в здании, готовясь к какому-то празднику. На сцене лекционного зала горел неяркий свет, а в самом зале было темно. Постепенно все разошлись, остались самые активные, человека три или, может, четыре. И тут кто-то из девушек, взглянув в зал, увидел, как что-то черное, большое и клубящееся ползло в сторону сцены. И, конечно же, завизжал от страха. Потом все как ломанулись оттуда и потом с трудом вспомнили, как оказались на улице. Мимо них, беспечно смеясь, шли люди, и было еще не так темно, просто весенние сумерки. «Что это было?» - спрашивали они друг друга, но никто не мог дать внятного ответа на этот вопрос. По крайней мере, это было что-то ОЧЕНЬ СТРАШНОЕ и иррациональное, и ЭТО ползло в их сторону. Назавтра они, конечно же, рассказали остальным однокурсникам об этом напугавшем их случае, но никто не придал их словам особенного значения, под конец они даже сами подумали, что, возможно, им просто показалось. В окна заглядывало весеннее яркое солнце, старосты групп делали перекличку, ждали стипендию, и всем было не до каких-то страшилок. Хотя странно, что до сих пор на это здание, которое стоит в самом центре города, никто особенно не претендует, чтобы построить очередной торговый центр. По слухам, это место вместе с остовом полуразрушенного здания вроде бы отдано музею музыки и фольклора, но, как всегда, видимо, не выделено средств на строительство этого учреждения культуры.

Рабыня из Миртовой Плантации

Согласно преданиям некогда в одном из американских особняков жила рабыня, которую звали Хлоя. Женщина имела дурную привычку — подглядывать и подслушивать в замочную скважину за всеми обитателями особняка. Но вот однажды за этим занятием ее уличил хозяин и в наказание отрезал ей одно ухо. В результате несчастная женщина, чтобы спрятать свою рану, вынуждена была носить постоянно зеленый платок. Но наказание не образумило Хлою, а наоборот. Она решила отомстить своему хозяину и испекла для него пирог, в который положила ядовитые листья олеандра. Только вот хозяину так и не удалось попробовать отравленной еды — его опередили две дочки и жена. В результате страшных мучений женщины умерли.

Особняк на Миртовой плантации (США, штат Луизиана, Сейнт Франсисвилл)

Гнев хозяина обрушился на его рабов, которые быстро определили виновницу и повесили Хлою в тот же день. История дошла до нас в виде смутных легенд и старых фотографий. Однако на местной плантации появляется привидение не только Хлои. В зеркалах особняка, рассказывают, отображается одна из убитых ею девочек — призрак насылает проклятия тому, кто отважится переночевать в ее комнате.

Сегодня местный особняк является одним из самых известных мест для тех, кто решился прикоснуться к потустороннему миру.

Девушка с кладбища Воскрешения

Призрак Мэри просит подвезти ее, но около кладбища бесследно исчезает

В американском штате Иллинойс, в городке Джастит, людям часто приходится встречаться с таинственным привидением голубоглазой светловолосой женщины, голосующей на обочине. Призрак одет в белое платье, и именует себя Мэри. Рассказывают, что она просит подвезти ее, но около кладбища Воскрешения она бесследно исчезает.


Легенда об этой девушке существует уж около 80 лет, любопытно, что Мэри встречается не только тем, кто знает о ней, но и совершенно посторонним людям. Так, в 1973 году один из таксистов пожаловался, что на обочине подобрал девушку, которая просила подвезти ее, а около кладбища она таинственным образом исчезла, так и не заплатив. Когда мужчину попросили назвать приметы его спутницы, он в точности описал известную по всей округе Мэри.

Корабль Призрак

Это привидение известно всем морякам. «Летучий Голландец» сошел на воду в 1641 году. Именно в этот год капитан судна Ост-Индской компании Хендрик Ван дер Декен решил на спор в жуткий шторм обогнуть мыс Доброй Надежды, пусть даже это будет стоить ему жизни. С той поры корабль никто не видел, зато неподалеку от мыса стали встречать призрак судна. При этом он появлялся так близко от бортов, что казалось — столкновение неизбежно.


Однако вскоре призрак растворялся в тумане, который его всегда сопровождал. У «Летучего Голландца» было много очевидцев, но самым известным из них стал король Англии Георг V, который даже отметил в своем дневнике встречу с таинственным привидением. Монарх писал, что сперва он увидел мистический красный свет, затем из тумана стали постепенно вырисовываться контуры брига, с парусами и мачтами. Вскоре призрак растворился в дымке, а матрос, первым заприметивший «Голландца» упал с мачты и насмерть разбился.

Призрак Анны Болейн

Призрак Анны Болейн можно встретить в церквях и замках Лондона

Вторая жена английского короля Генриха VIII успела пробыть на троне всего три года, этого, правда, хватило, чтобы дать жизнь будущей королеве Елизавете I. Ее Величество была казнена в 1536 году по страшным обвинениям в колдовстве и инцесте, однако сегодня историки приходят к мысли о том, что ее попросту оговорили завистники.

С тех давних пор призрак королевы Анны часто можно встретить в старинных церквях и замках Лондона. Очевидцы рассказывают, что встречали красивую женщину в роскошных нарядах. Однако некоторым мерещится совсем другая картина — Анна Болейн видится обезглавленным трупом.

Кейт из Коронадо

В Калифорнии располагается город Коронадо, в котором есть «Отель Коронадо», выполненный в викторианском стиле. Однажды туда въехала Кейт Морган, приятная женщина, выглядевшая, тем не менее, уставшей и больной. По небольшому городку тут же поползли слухи, что гостья пытается избавиться от нежелательного ребенка путем передозировки хинина. Вскоре Кейт была найдена застреленной на тропинке, ведущей к морю.

Рядом с ней лежал пистолет, из которого она и застрелилась. Стало ясно, что бедная женщина была настолько истощена нервно и физически, что ей ничего не оставалось, кроме как покончить с собой. Однако несчастный случай наложил мистический отпечаток на отель — там стали происходить странные вещи. Постояльцы жаловались, что по коридорам кто-то стал постоянно бродить и хлопать дверьми. Позже некоторые люди в гостинице даже видели призрак блуждающей по ней женщины.

Отель Stanley и его привидения

Отель Stanley был прославлен Стивеном Кингом в его романе «Сияние»

Это место было прославлено Стивеном Кингом в его знаменитом романе «Сияние» и позже в одноименной кинокартине. Располагается гостиница в Эстес-парке, что в штате Колорадо. Надо сказать, что в отеле так благодарны писателю за мощную рекламу, что по 42-му каналу здесь постоянно крутят один и тот же фильм, нетрудно догадаться какой. А привидения тут на самом деле присутствуют. Постояльцы жалуются на то, что в залах постоянно кто-то шумит и гуляет, но только вот они обычно пусты.


В коридорах часто слышится шум детских игр, хотя и там никого нет. Но чаще всего призраки посещают номер 407, где появляется главное привидение — лорда Данрэйвина. Именно ему в свое время принадлежала земля, на котором был построен отель. Говорят, что как раз лорд и крадет у постояльцев их ценности, любой непонятный шум чаще всего этому привидению и приписываются. Так что, нравится Вам или нет, но отель «Стэнли» живет собственной жизнью, полной мистических призраков.

Призрак Рейхам Холл

Другое название этого призрака — «Коричневая леди», так как он одет в классическое коричневое платье. Привидение даже смогли заснять на пленку в 1936 году владельцы английского дома Рейхам Холл. Непонятно, кто именно эта женщина, но предполагается, что это Дороти, сестра Роберта Уолпола и бывшая жена маркиза Таунсхенда. В 26 лет она вышла замуж за героя своей детской любви, оказавшегося к тому времени вдовцом.

Согласно легенде Таунсхенд узнал, что Дороти изменяла ему с лордом Вартоном, и запер ее в собственных комнатах. Вскоре она скончалась при непонятных обстоятельствах, очевидно, что ее смерть каким-то образом оказалась связанной с этим домом. О встрече с «коричневой леди» существует много свидетельств. Самым известным стали воспоминания Георга IV, бывшего тогда регентом.

О встрече с призраком «коричневой леди» воспоминал Георг IV

В начале XIX века он ночевал в Рейхам Холле и проснулся ночью, увидев стоявшую рядом с кроватью бледную женщину с растрепанными волосами. Другим известным случаем стала встреча с призраком полковника Лофтуса в 1835 году. Он встречал в Холле Рождество и вдруг ночью увидел призрак. Военный погнался за ним, однако призрак сбежал по лестнице и исчез. На следующую ночь состоялась новая встреча — Лофтус встретил «коричневую леди» на лестнице, призрак нес лампу. Полковник вспоминает, что женщина была одета в роскошную парчу, а ее волосы были спрятаны в чепец. При этом глазницы были темными и пустыми. Лофтус настолько хорошо запомнил эту встречу, что даже зарисовал таинственное привидение.

Следующим известный фактом встречи с призраком рассказал писатель Фредерик Марриэт. Однажды ночью он, и два члена семьи Таунсхенда, столкнулись с «коричневой леди». Писатель не растерялся и выстрелил в нее в упор, утверждая, что пуля прошла сквозь призрак. Позже ее нашли в двери за тем местом, где был призрак. После этого о привидении не было слышно до 1920 года, а в 1936 году при съемках Рейхам Холла удалось заснять и «коричневую леди». Фотография стала сенсацией, а эксперты, исследовавшие ее, не смогли найти признаков подделки. С тех пор привидение стало появляться в доме намного реже.

Клифтон Холл

Сегодня этот особняк стоит три миллиона фунтов и выставлен на продажу. Холл был построен еще в одиннадцатом веке и располагается в Ноттингемпшире, Англия. Здание переходило из поколения в поколение семейства Клифтон. В 1958 году дом решили продать. Сперва его приобрел богач из Дубая Анвар Рашид, но спустя всего восемь месяцев он сбежал из своего нового жилища вместе с женой и четырьмя детьми. Причиной тому стал смертельный страх перед населявшими дом привидениями.


С первых дней проживания там, в дверь постоянно кто-то стучал и спрашивал, кто есть дома. При этом никого перед дверью не оказывалось. Самые страшные события произошли однажды в воскресенье. Жена Анвара решила приготовить еду для ребенка в одной из нижних комнат. Там она обнаружила свою дочку, которая смотрела телевизор. Женщина несколько раз окликнула дочку, но не получила никакого ответа. Тогда она поднялась наверх и обнаружила ребенка, мирно спящего в своей постели.

Белая дама

Белая дама — собирательное название призраков. Как правило, очевидцы описывают длинноволосых женщин в белом платье, с темными печальными глазами и худым заостренным лицом. Иногда также говорят об окровавленных руках и лице, а Михаил Розенберг во время своего путешествия по Чехии видел Даму в черных перчатках.

Перхта Рожмберк (годы жизни около 1429 — 1476), портрет с загадочной подписью

Этот призрак является одним из самых знаменитых в мире. По легенде, чешская Белая Дама — не кто иной, как Перхта Рожмберк, считающаяся хранительницей рода Рожмберков и близких ему семейств. Ее история могла произойти с любой знатной молодой женщиной, жившей в эпоху Средневековья: юную Перхту насильно выдали замуж за человека намного старше ее самой, аристократа Яна Лихтенштейна. Он оказался злодеем, извращенцем и садистом, часто насиловал и избивал молодую жену, а также, не стесняясь ее присутствия, устраивал оргии в замке. Несчастная женщина терпела издевательства 20 лет, потому что нравы той эпохи не позволяли ей покинуть супруга-деспота и вернуться к своей семье, да и церковь не дала бы разрешения на развод.

Тому, кто прочитает подпись к портрету, Белая Дама подарит клад

Говорят, что перед смертью граф Лихтенштейн попросил у жены прощения, но та не смогла его простить. Тогда граф проклял супругу словами: «Пусть тебе не будет покоя после смерти!»

С тех пор Перхта появляется в бывших владения Рожмберков: старом замке Совинец и раскинувшемся по соседству городке Чешский Крумлов. Вреда она никому не приносит, но для потомков рода может означать предупреждение о скорой смерти одного из родственников. До наших дней сохранился ее портрет с подписью на неизвестном языке. Существует легенда, что к тому, кто сможет расшифровать подпись, явится Белая Дама собственной персоной и расскажет, где спрятан огромный клад.

Госпожа из Эхта

Госпожу из Эхта можно встретить в Голландии. Призрак не привязан к какому-то конкретному месту и может появиться где угодно. Госпожа из Эхта выглядит довольно впечатляюще: рваное темное платье, наброшенный на плечи тонкий плащ, голова, лежащая в тонких изможденных руках, а из обрубка шеи сочится кровь. Однако, это приведение вполне безобидно для случайного путешественника.

Встретить Госпожу можно, как водится, только ночью. В некоторых случаях обезглавленная женская фигура может просто пройти мимо, а в некоторых — остановиться напротив человека и заговорить с ним. Если вы по каким-то причинам понравитесь странному приведению, то оно отведет вас на место, где закопан клад, но попросит не брать себе ни монетки, а раздать все нуждающимся. Если же тот, кому достался клад, не выполнит этого условия, то найденные и присвоенные им золотые монеты обратятся в прах.

Госпожа из Эхта одета в рваное платье, в руках она держит свою голову

Однажды Госпожа из Эхта встретилась на дороге возвращающемуся домой ночью юноше. Она указала ему место, где закопан клад, и сказала, что он сможет забрать его себе, если только выкопает сокровища, не издав ни звука. Но глупый юноша, увидев сундук, полный золота, не удержался от радостного крика, после чего и сундук, и привидение в буквальном смысле провалились сквозь землю. С тех пор безголового призрака никто не видел. Видимо, Госпожа окончательно разочаровалась в людях и ушла в мир иной.

Черная дама Несвижского замка

Черная дама — это призрак Барбары Радзивилл, представительницы одного из знатнейший родов Польши и Великого Княжества Литовского. Раньше ее можно было встретить в одной из комнат ее родового гнезда — Несвижского замка. Выглядело привидение как красивая белокурая женщина с печальными карими глазами в богатом черном платье и жемчугах на стройной шее.


Так случилось, что, будучи еще живой, молодая и красивая княжна встретилась с наследником польской короны Сигизмундом Августом. Как водится, между молодыми людьми возникла страсть, они стали любовниками и в итоге тайно венчались. Вскоре после этого первая жена Сигизмунда Августа умерла от эпилепсии, и Барбара была представлена ко двору как законная жена короля. К сожалению, королева-мать Бона Сфорца ненавидела всех отпрысков рода Радзивиллов, а потому в скором времени Барбара была отравлена по ее приказу и умерла в страшных мучениях. Ее не стали хоронить в усыпальнице польских королей, а отвезли тело в родной замок.

Как ни странно, но это едва ли не единственный призрак, происхождение которого можно объяснить чем-то, кроме богатого воображения видевших его людей. Барбару, например, видели многие люди во время спиритического сеанса, устроенного для безутешного короля известным «магом и заклинателем» того времени паном Твардовским. Он вызвал дух погибшей королевы с помощью так называемого волшебного зеркала, предварительно договорившись с королем, что тот не попытается прикоснуться к супруге. Разумеется, король не выдержал, попытался обнять ее, и она с громким звоном исчезла. Секрет ее появления кроется в зеркале, которое пан Твардовский, в спешке покинувший Несвижский замок, оставил там. За тонким слоем амальгамы выгравирован облик Барбары, в точности такой, какой она была при жизни. Если свет попадает на зеркало под определённым углом, то призрак появляется в комнате.

Город призраков

Под Челябинском есть крепость Аркаим, которую так же называют «русским Стоунхенджем». Учеными, кроме строений и развалин улиц, были обнаружены колодцы, остатки металлургических печей, водопровода, рудников. Жители покинули Аркаим почти четыре тысячи лет назад, но перед тем как уйти, они подожгли свой город. Считается, что для этого у них были серьезные причины.

Туристы на горе Шаманке часто видят передвигающиеся тени

Люди, побывавшие в Аркаиме, рассказывают об обитающих там привидениях. Туристы на горе Шаманке часто видят передвигающиеся тени. Как-то студентка-археолог во время проведения раскопок услышала некий голос, позвавший ее в центр раскопок. Девушка отправилась туда одна. Вернувшись, студентка долго рыдала, рассказывая о призраках древних жителей города Аркаима.

Сухарева башня

Известное место в Москве — Сухарева башня. Там инженер, астролог и алхимик Яков Брюс, живший во времена Петра I, проводил все ночи. Если верить легенде, он хранил там знаменитую «Черную книгу», написанную самим князем Тьмы. Эта книга внушала горожанам ужас.

Сухарева башня — место, где жили старинные духи древней Москвы Даже после смерти знаменитого алхимика, свет в Сухаревой башне продолжал по-прежнему загораться каждую ночь. В 1934 году башня чернокнижника была снесена, однако призрак сухого старика довольно часто появляется на том месте.

Скряги с Мясницкой

В Москве на Чистых прудах есть улица Мясницкая. Некогда на ней стоял дом Кусовниковых. Супруги славились тем, что при всем своем богатстве были скрягами и скупердяями. Они никогда не приглашали гостей, никому не дарили подарков. Собравшись в дальнюю поездку, муж с женой решили спрятать все сокровища в камине.



После их отъезда ни о чем не догадывающийся слуга развел в камине огонь. В результате, богатство сгорело полностью. Узнав эту новость, супруга тут же скончалась. Со словами «Ох, денежки мои, денежки» призрак старика и по сей день бродит в близлежащих переулках.


Самое обсуждаемое
Кольца. Поля. Идеалы и гомоморфизмы колец. Понятие кольца, простейшие свойства колец Определение и основные свойства колец Кольца. Поля. Идеалы и гомоморфизмы колец. Понятие кольца, простейшие свойства колец Определение и основные свойства колец
День спонтанного проявления доброты - olga1982a История дня спонтанного проявления доброты День спонтанного проявления доброты - olga1982a История дня спонтанного проявления доброты
Солкосерил в косметологии от морщин Солкосерил в косметологии от морщин


top