Только интересной но. Как сделать прогулку не только интересной, но и полезной. А в чем заключалась идея проведения конференции

Только интересной но. Как сделать прогулку не только интересной, но и полезной. А в чем заключалась идея проведения конференции
- Владимир Ефимович, прежде всего, расскажите, пожалуйста, что такое Институт изучения труда, совместно с которым Вышка провела эту конференцию?

Институт изучения труда (IZA) - это небольшой по своему штату негосударственный исследовательский институт в Бонне; сегодня это ведущий центр исследований в области экономики труда. IZA был создан сравнительно недавно, в 1998 году. За это время вокруг него сформировалась огромная международная сеть исследователей - 1200 человек из 45 стран. Среди аффилированных с IZA исследователей такие Нобелевские лауреаты по экономике как Джордж Акерлоф, Гэри Беккер, Дэйл Мортенсен, Кристофер Писсаридес, Эдмунд Фелпс, Джеймс Хекман. За прошедшие годы в рамках этой сети опубликовано около 7000 работ, проведено множество конференций. Ведущие ученые из разных стран считают престижным публиковаться в IZA и сотрудничать с ним. Такая организация не проводит конференции с кем попало. Поэтому уже сам факт, что IZA предложила провести конференцию с ВШЭ на паритетных началах, для нас важен и почетен.

- А в чем заключалась идея проведения конференции?

Основная идея - ознакомиться с новыми исследованиями в области изучения рынка труда, проводящимися в разных странах, но сфокусированными на регион, включающий Россию, другие страны СНГ (включая Центральную Азию), а также Китай. Между этими странами очень много различий, но есть и общее. Мы, в России, в первую очередь сосредоточены на нашей стране и редко внимательно смотрим на другие страны. У нас на это не хватает ни сил, ни данных. Эта конференция позволила выйти за узкострановые рамки. Это важно, так как весь этот регион нам не безразличен. С другой стороны, подобная конференция - это не только смотр результатов, но и обсуждение новых идей и методологических подходов к исследованию.

Есть еще одно соображение, почему данная конференция важна. У IZA уже сложились определенные традиции и высокие критерии отбора работ на подобные мероприятия. Проводя такую конференцию вместе с ними, мы «осваиваем» их систему отбора, учимся говорить на одном языке, что также важно для интеграции в международное научное сообщество. Другими словами, эта конференция была не только престижной и содержательно интересной, но и технологически полезной. Добавлю, что наши молодые сотрудники получили возможность выступить на представительной конференции и услышали полезную критику.

Лучшие доклады по итогам конференции будут опубликованы как на русском, так и на английском языках. Некоторые авторы уже получили предложения подать свои работы в новый журнал «IZA Journal of Labor and Development».

- Не могли бы вы поподробнее рассказать о роли профессора Хартмута Леманна в организации этой конференции?

Профессор Леманн - наш давний коллега и друг. Он является одним из ведущих специалистов в области экономики переходных стран, его перу принадлежат десятки работ, посвященных России,

Китаю, странам Восточной Европы и СНГ. Кстати, профессор Леманн был одним из вдохновителей создания нашего Центра трудовых исследований. Кроме того, он является руководителем исследовательской Программы по изучению рынков труда в странах с переходной и развивающейся экономикой в IZA. Собственно, инициатива по проведению этой конференции исходила от него и он возглавлял программный комитет.

- Какие еще известные ученые, помимо профессора Леманна, приняли участие в конференции?

В первую очередь следует сказать про профессора Джона Эрла из Университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне. Профессор Эрл - очень сильный исследователь, автор многочисленных работ. Многие молодые ученые в Центральной и Восточной Европе были его учениками и обязаны ему своими профессиональными успехами. Он также являлся одним из инициаторов создания нашего центра. Кстати, Джон не только замечательный исследователь-экономист, но и профессиональный пианист. В первый день нашей конференции после заседаний Джон Эрл играл Шуберта в Профессорском зале ВШЭ, это было захватывающе.

Были и другие очень интересные исследователи. Например, Жонг Жао - один из ведущих экономистов в сфере труда из Китая. Анжелика Зайцева, которая работает в университете Модены в Италии и в IZA, является признанным специалистом в области экономики миграции. Мы рады, что она заинтересовалась российским рынком труда и надеемся на сотрудничество с ней. Нельзя обойти вниманием и профессора Джона Беннета из Великобритании, специалиста по микроэкономике неформального сектора. Кроме того, была большая группа молодых людей из разных стран, в том числе и из России, которые также представили очень интересные доклады. Сотрудники ВШЭ на этой конференции тоже не были статистами, представили ряд очень добротных работ.

- Как проходил отбор докладов на конференцию?

Конференции предшествовал международный конкурс на участие в конференции. Об этом было объявлено на сайте IZA. В итоге мы получили около 40 заявок, из которых программный комитет выбрал 18.

- А какие из представленных работ показались вам наиболее интересными?

В целом уровень докладов был достаточно высокий, а тематика - разнообразной. Выделю блестящий и по содержанию, и по форме доклад Джона Эрла. Он был посвящен влиянию специальных государственных программ финансовой помощи малому бизнесу на создание рабочих мест в США, однако содержал выводы, которые могли бы быть применены и к переходной экономике. Очень интересным был совместный доклад Хартмута Лемана, Анжелики Зайцевой и Джона Беннета «Отношение к риску и неформальность на рынке труда». Эта работа сделана на стыке экономики труда и поведенческой экономики, в ней были использованы уникальные данные из специального обследования по России. Два доклада были посвящены проблемам рождаемости, но выполнены на стыке экономики труда и демографии (Фабиан Слонимчик и Анна Юрко из ВШЭ, а также Мария Джулия Сильвани из Университета Болоньи). Отметим еще две работы, касающееся минимальной заработной платы. О ее влиянии на результаты функционирования региональных рынков труда рассказывали Александр Муравьев (ВШМ СПбГУ и IZA) и Алексей Ощепков (ВШЭ), а о ее влиянии на неравенство - Анна Лукьянова (ВШЭ). Все, что связано с минимальной зарплатой, крайне слабо изучено в России, несмотря на большую политическую важность этих вопросов. Я отметил лишь несколько докладов - к сожалению, здесь нет места говорить о всех достойных внимания.

Отдельно хотелось бы сказать о специальной лекции «Новые вызовы в области социальной политики», с которой очень энергично выступил Михал Рутковски, директор российского представительства Всемирного банка. Это было блестящее и очень серьезное выступление, вызвавшее горячее обсуждение.

- Как вы оцениваете итоги конференции?

Как очень успешные. Все участники остались довольны как качеством докладов, так и уровнем организации. Надеюсь, это не последняя такая конференция.

- Значит, в ближайшее время стоит ожидать других совместных проектов?

С некоторыми участниками конференции у нас идут совместные проекты. Ряд проектов уже реализован. Сейчас, например, заканчивается совместный проект с IZA на тему «Политическая экономия реформирования рынков труда». Одна из участниц конференции - Мария Джулия Сильвани в свое время проходила стажировку в нашем центре. Александр Муравьев из ВШМ СПбГУ постоянно принимает участие в летних школах по экономике труда ВШЭ, которые ежегодно проводит Сергей Рощин. Обсуждаем более плотное участие в наших проектах Анжелики Зайцевой. Словом, планы есть, и они разные.

Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

В октябре Институт изучения труда и Высшая школа экономики провели в ВШЭ международную конференцию «Адаптация рынка труда в странах СНГ, Центральной Азии и Китае в период экономической рецессии» . О форуме и его итогах рассказывает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон .

- Владимир Ефимович, прежде всего, расскажите, пожалуйста, что такое Институт изучения труда, совместно с которым Вышка провела эту конференцию?

Институт изучения труда (IZA) - это небольшой по своему штату негосударственный исследовательский институт в Бонне; сегодня это ведущий центр исследований в области экономики труда. IZA был создан сравнительно недавно, в 1998 году. За это время вокруг него сформировалась огромная международная сеть исследователей - 1200 человек из 45 стран. Среди аффилированных с IZA исследователей такие Нобелевские лауреаты по экономике как Джордж Акерлоф, Гэри Беккер, Дэйл Мортенсен, Кристофер Писсаридес, Эдмунд Фелпс, Джеймс Хекман. За прошедшие годы в рамках этой сети опубликовано около 7000 работ, проведено множество конференций. Ведущие ученые из разных стран считают престижным публиковаться в IZA и сотрудничать с ним. Такая организация не проводит конференции с кем попало. Поэтому уже сам факт, что IZA предложила провести конференцию с ВШЭ на паритетных началах, для нас важен и почетен.

- А в чем заключалась идея проведения конференции?

Основная идея - ознакомиться с новыми исследованиями в области изучения рынка труда, проводящимися в разных странах, но сфокусированными на регион, включающий Россию, другие страны СНГ (включая Центральную Азию), а также Китай. Между этими странами очень много различий, но есть и общее. Мы, в России, в первую очередь сосредоточены на нашей стране и редко внимательно смотрим на другие страны. У нас на это не хватает ни сил, ни данных. Эта конференция позволила выйти за узкострановые рамки. Это важно, так как весь этот регион нам не безразличен. С другой стороны, подобная конференция - это не только смотр результатов, но и обсуждение новых идей и методологических подходов к исследованию.

Есть еще одно соображение, почему данная конференция важна. У IZA уже сложились определенные традиции и высокие критерии отбора работ на подобные мероприятия. Проводя такую конференцию вместе с ними, мы «осваиваем» их систему отбора, учимся говорить на одном языке, что также важно для интеграции в международное научное сообщество. Другими словами, эта конференция была не только престижной и содержательно интересной, но и технологически полезной. Добавлю, что наши молодые сотрудники получили возможность выступить на представительной конференции и услышали полезную критику.

Лучшие доклады по итогам конференции будут опубликованы как на русском, так и на английском языках. Некоторые авторы уже получили предложения подать свои работы в новый журнал «IZA Journal of Labor and Development».

- Не могли бы вы поподробнее рассказать о роли профессора Хартмута Леманна в организации этой конференции?

Профессор Леманн - наш давний коллега и друг. Он является одним из ведущих специалистов в области экономики переходных стран, его перу принадлежат десятки работ, посвященных России,

Китаю, странам Восточной Европы и СНГ. Кстати, профессор Леманн был одним из вдохновителей создания нашего Центра трудовых исследований. Кроме того, он является руководителем исследовательской Программы по изучению рынков труда в странах с переходной и развивающейся экономикой в IZA. Собственно, инициатива по проведению этой конференции исходила от него и он возглавлял программный комитет.

- Какие еще известные ученые, помимо профессора Леманна, приняли участие в конференции?

В первую очередь следует сказать про профессора Джона Эрла из Университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне. Профессор Эрл - очень сильный исследователь, автор многочисленных работ. Многие молодые ученые в Центральной и Восточной Европе были его учениками и обязаны ему своими профессиональными успехами. Он также являлся одним из инициаторов создания нашего центра. Кстати, Джон не только замечательный исследователь-экономист, но и профессиональный пианист. В первый день нашей конференции после заседаний Джон Эрл играл Шуберта в Профессорском зале ВШЭ, это было захватывающе.

Были и другие очень интересные исследователи. Например, Жонг Жао - один из ведущих экономистов в сфере труда из Китая. Анжелика Зайцева, которая работает в университете Модены в Италии и в IZA, является признанным специалистом в области экономики миграции. Мы рады, что она заинтересовалась российским рынком труда и надеемся на сотрудничество с ней. Нельзя обойти вниманием и профессора Джона Беннета из Великобритании, специалиста по микроэкономике неформального сектора. Кроме того, была большая группа молодых людей из разных стран, в том числе и из России, которые также представили очень интересные доклады. Сотрудники ВШЭ на этой конференции тоже не были статистами, представили ряд очень добротных работ.

- Как проходил отбор докладов на конференцию?

Конференции предшествовал международный конкурс на участие в конференции. Об этом было объявлено на сайте IZA. В итоге мы получили около 40 заявок, из которых программный комитет выбрал 18.

- А какие из представленных работ показались вам наиболее интересными?

В целом уровень докладов был достаточно высокий, а тематика - разнообразной. Выделю блестящий и по содержанию, и по форме доклад Джона Эрла. Он был посвящен влиянию специальных государственных программ финансовой помощи малому бизнесу на создание рабочих мест в США, однако содержал выводы, которые могли бы быть применены и к переходной экономике. Очень интересным был совместный доклад Хартмута Лемана, Анжелики Зайцевой и Джона Беннета «Отношение к риску и неформальность на рынке труда». Эта работа сделана на стыке экономики труда и поведенческой экономики, в ней были использованы уникальные данные из специального обследования по России. Два доклада были посвящены проблемам рождаемости, но выполнены на стыке экономики труда и демографии (Фабиан Слонимчик и Анна Юрко из ВШЭ, а также Мария Джулия Сильвани из Университета Болоньи). Отметим еще две работы, касающееся минимальной заработной платы. О ее влиянии на результаты функционирования региональных рынков труда рассказывали Александр Муравьев (ВШМ СПбГУ и IZA) и Алексей Ощепков (ВШЭ), а о ее влиянии на неравенство - Анна Лукьянова (ВШЭ). Все, что связано с минимальной зарплатой, крайне слабо изучено в России, несмотря на большую политическую важность этих вопросов. Я отметил лишь несколько докладов - к сожалению, здесь нет места говорить о всех достойных внимания.

Отдельно хотелось бы сказать о специальной лекции «Новые вызовы в области социальной политики», с которой очень энергично выступил Михал Рутковски, директор российского представительства Всемирного банка. Это было блестящее и очень серьезное выступление, вызвавшее горячее обсуждение.

- Как вы оцениваете итоги конференции?

Как очень успешные. Все участники остались довольны как качеством докладов, так и уровнем организации. Надеюсь, это не последняя такая конференция.

- Значит, в ближайшее время стоит ожидать других совместных проектов?

С некоторыми участниками конференции у нас идут совместные проекты. Ряд проектов уже реализован. Сейчас, например, заканчивается совместный проект с IZA на тему «Политическая экономия реформирования рынков труда». Одна из участниц конференции - Мария Джулия Сильвани в свое время проходила стажировку в нашем центре. Александр Муравьев из ВШМ СПбГУ постоянно принимает участие в летних школах по экономике труда ВШЭ, которые ежегодно проводит Сергей Рощин. Обсуждаем более плотное участие в наших проектах Анжелики Зайцевой. Словом, планы есть, и они разные.

Петр Радзиховский, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

ИА SakhaNews. Поездка около 100 детей-инвалидов в природный парк «Ленские столбы» на теплоходе «Демьян Бедный», организованная на днях при финансовой поддержке Окружной администрации городского округа «город Якутск», оказалась не только увлекательной, интересной, но и полезной.

По искреннему признанию самих детей, впечатления от увиденного – незабываемые!

Самым запоминающимся моментом стал национальный обряд «Алгыс» с осуохаем дружбы. Во время круиза детям и их родителям также были предложены развлекательные мероприятия, индивидуальные консультации врача Медико-социальной экспертизы В.С.Борисовой , игровая программа «Самый находчивый пират», которую провела библиотекарь специализированной библиотеки для инвалидов «Книга-03» А.Н.Потапова .

Массовые игры, оригинальные конкурсы, шоу мыльных пузырей, аквагрим, зажигательные танцы подарила детям аниматор Кристина из ИП «Малышок». А под руководством писательницы, сотрудника журнала «Полярная звезда», в прошлом – учителя рисования И.Г.Поповой дети увлеченно рисовали карандашами и красками, учились подбирать цвета и делать эскизы.

Ярким финальным аккордом круиза стала концертная программа «Парус надежды», в которой дети продемонстрировали свои таланты – они пели, танцевали, читали стихи, играли на хомусе.

Всем участникам концерта и творческих конкурсов получили памятные призы и подарки от организаторов поездки.

Попробуйте разнообразить ежедневную прогулку с малышом развивающими играми и знакомством с окружающим миром.

Разумеется, желательно взять с собой игрушки - песочный набор, мяч, мыльные пузыри, мелки, лупу и так далее. Еще я рекомендую брать на прогулку бутылку с водой. Она пригодится для игр, и для того, чтобы помыть после них руки.

Вот несколько развивающих игр, которые вы можете взять за основу, чтобы придумать новые игры, которые, по вашему мнению, понравятся вашему малышу. Они не требуют какого-то особого инвентаря, и подобраны так, чтобы развивать у ребенка наблюдательность, внимание, мышление, глазомер, ловкость и так далее.

Исследуем окрестности

Выходить за пределы детской площадки очень полезно. Сколько новых впечатлений и эмоций ждет малыша!

Пусть он сам выбирает дорогу, куда идти. А вы, как верный Санчо Панса, следуете за ним, несете игрушки, предупреждаете об опасностях и обращаете внимание ребенка на интересные природные явления (распустились первые листочки, на небе облако в виде кораблика, воробьи купаются в луже, муравьи тащат соломинку). Не забывайте называть предметы, описывать их свойства и пояснять, что с ними можно делать.

Можете внести в наблюдение элементы обучения.

Например, выберите какой-нибудь объект (дом, дерево, припаркованный автомобиль), и сосчитайте, сколько до него шагов. Затем выберите что-нибудь другое. Сравните, насколько отличайся расстояние до обоих объектов. Попробуйте вместе с ребенком прикинуть на глаз, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то объекту (например, к своему дому).

Рисунки на земле

Рисовать можно мелками на асфальте или палочкой на земле.

Можно написать буквы, цифры, короткие слова, нарисовать геометрические фигуры.

Нарисуйте вместе с малышом веселые и грустные рожицы. Пусть он скажет, какие эмоции они изображают.

Начертите на асфальте две параллельные линии (дорожку), по которой малыш должен пройти, не заступив за край, или провезти машинку. Дорожка может быть прямой или извилистой.

Не бойтесь, что малыш испачкается, ползая по земле. Это мелочь по сравнению с тем удовольствием, которое он получит от игры.

А теперь скажите ребенку, что дорожка превратилась в ручеек, через который надо перепрыгнуть туда и обратно.

Возможно, вашему малышу понравится рисовать водой? Возьмите с собой на прогулку бутылку с водой, ведерко и малярную кисть. Вы увидите, с каким удовольствием он будет выводить на асфальте незатейливые рисунки, и удивляться, как они исчезают на солнце.

А зимой можно рисовать на снегу. Для этого возьмите несколько пластиковых бутылочек, в крышке сделайте маленькое отверстие, налейте в бутылки подкрашенную воду (например, желтую, красную и синюю). Теперь из этих бутылок можно поливать снег, получатся разноцветные пятна, которые, смешиваясь друг с другом, дадут новые цвета. Лучше рисовать на утоптанном снегу, а не на рыхлом.

Кстати, из этого разноцветного снега можно лепить разноцветных снеговиков.

Снежные скульптуры

Если вы решили в зимний день вылепить снеговика, не забудьте взять с собой бутылку воды. Это отличный «клей», с помощью которого вы можете соединять между собой фрагменты будущей «скульптуры».

Покажите ребенку, как с помощью обычных формочек можно делать из снега такие же куличики, как из песка. А потом скрепите их с помощью «клея» (воды).

Снежные мишени

Сделайте из снега мишени (хотя бы те же куличики). Покажите малышу, как лепить снежки и бросать их по мишеням.

Классики

Можно нарисовать обычные классики (в виде таблицы), или в виде окружностей, хаотически расположенных на расстоянии друг от друга (но не очень далеко). В каждой окружности впишите цифры от 0 до 9. Пусть ребенок прыгает из кружка в кружок, выбранный вами. Или по порядку возрастания цифр или убывания.

Можно задавать простые арифметические примеры. Например, «Сколько будет 1+1?», малыш должен прыгнуть в кружок с цифрой «2».

Зимой вместо классиков, вы можете оставить на чистом снегу следы, а малыш пусть пройдет по ним, шагая след в след.

Веселая физкультура

Делать физические упражнения на свежем воздухе полезно, но очень скучно. Разнообразьте их игрой.

Например: «Тянемся вверх до самого солнышка (потягивания), собираем лучики и кладем на травку (наклоны). Берем лучик справа и кладем у левой ножки, берем лучик слева и кладем у правой ножки (наклоны со скручиванием). Садимся на травку и собираем лучики вокруг себя (повороты туловища вправо и влево). Лучики собрали, остались облака! Прыгаем верх высоко-высоко и хватаем их (прыжки с приседаниями)». И так далее.

Пусть ребенок представит себя каким-нибудь животным. Например, попрыгает, как зайчик, быстро побегает, как олень, медленно походит, как черепаха.

Лужа

Предложите малышу не только ходить по лужам, но и бросать в лужу камушки, палочки, листья и другие предметы, какие вы сможете найти вокруг. Какие предметы поднимают фонтан из брызг, какие тонут, а какие остаются плавать на поверхности? Обратите внимание ребенка на волны, кольцами расходящиеся от упавшего предмета.

Меткий бросок

Выройте в земле ямку, и на некотором расстоянии от нее начертите черту, от которой вы будете бросать в яму камушки. У кого из вас будет больше попаданий? Постепенно отодвигайте черту подальше от ямы.

А можно поиграть в настоящий гольф. Сделайте на пути к ямке канавки и валы из песка. Попробуйте закатывать в ямки небольшой мячик (руками или с помощью палки).

Игры с мячом

Конечно, можно поиграть в футбол, или просто бросать друг другу мяч. Но еще лучше вспомнить свое детство. Так, во что мы играли?

  • Игра со стеной. Нужно бросить мяч о стену и поймать его. Далее постепенно усложнять упражнение. Бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать. Бросить, подождать, когда он ударится о землю, хлопнуть в ладоши 2 раза, поймать.
  • То же самое, но подбрасывать мяч вверх.
  • Катить мяч друг другу, так чтобы он прокатился слева или справа, или между ног, или перепрыгнуть через мяч.

Наверняка, вы вспомните еще с десяток игр.

Игры в песочнице

Сооружение куличиков из песка можно разнообразить созданием «клумб» (втыкать в куличики травинки и цветочки).

Если песок не лепится, поливайте его водой из бутылки.

Можно сделать «секретики» - выложить из цветов и фантиков красивый узор, накрыть его стеклышком и присыпать по краям песком.

Букеты

Летом - из цветов и трав, а осенью - из опавших листьев можно собирать букеты. Ваша задача рассказать малышу о растениях, которые попали в букет.

Покажите ему, как красиво оформить композицию, как подобрать растения по размеру, форме и цвету.

Соберите коллекцию природных материалов (веточки, каштаны, шишки, камушки), они пригодятся для домашних поделок.

Кроме того, вы можете их зарыть, как клад, а на следующей прогулке попробовать найти.

Клад

Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад.

Давайте ему команды «Прямо, вправо, влево, повернись, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Дети обожают эту игру.

Для детей постарше можно начертить на земле простой план местности и обозначить крестиком место, где спрятаны сокровища (или дать заранее нарисованную на бумаге карту сокровищ).

Животные

Возьмите с собой на прогулку корм для животных (голубей, кошек, собачек).

Понаблюдайте вместе с малышом за животными. Расскажите ему о том, что они кушают, где живут, почему бездомные кошки и собаки оказались на улице.

По дороге домой

По дороге домой попытайтесь вместе с ребенком вспомнить, что вы делали на прогулке, спланируйте следующую прогулку. Так дорога покажется короче.

И еще. Поощряйте совместные игры с другими детьми. Не вмешивайтесь в детские игры, если в этом нет необходимости.

Наука должна быть не только интересной, но ещё и красивой. Именно с такой идеей фонд Wikimedia проводит Европейский конкурс научной фотографии, собирая тысячи работ и делая их достоянием общества. Конкурс проходит в два этапа: сначала в каждой стране-участнице проводятся локальные конкурсы, финалисты которых потом попадают в европейский финал. Фотоконкурс был поддержан институтами Российской академии наук, Министерством образования и науки, а также научно-популярными изданиями, в том числе журналом «Наука и жизнь», предоставившим призы и информационную поддержку.

Сектор поперечного среза стебля элеутерококка (Eleutherococcus sp.). Фото (2) Анатолия Михальцова/ Wikimedia Commons/C-C-BY-SA-4.0.

А теперь о самом приятном - о победителях. Финалистом российского этапа в категории «Микроизображения» стал Анатолий Михальцов с работой «Поперечный срез стебля Ginkgo biloba». На 1-й странице обложки журнала представлена другая его работа, вошедшая в шорт-лист конкурса.

Наверное, все хоть раз видели, как выглядит кожица лука под самым обычным микроскопом, - в окуляре отлично видны клетки и даже их ядра. Однако, если мы захотим узнать, как устроены клетки более сложных тканей, потребуется целый ряд ухищрений.

Итак, предположим, что у вас на руках есть интересный объект и вы хотите узнать, как он устроен в разрезе. Перед тем, как вы начнёте пристально изучать его под объективом микроскопа, образец надо защитить от разложения, чтобы он не сгнил, и сделать твёрдым, чтобы он не превратился в «пюре», когда вы будете нарезать его на «ломтики» толщиной в десятки раз меньше, чем толщина человеческого волоса. Всё это называется «гистологическая подготовка образца», которой посвящена отдельная наука. Однако самое интересное для нас с точки зрения искусства - это стадия окрашивания полученного тонкого среза. Ведь если мы посмотрим на такой подготовленный, но неокрашенный образец, то в окуляре микроскопа появится довольно унылая, фактически чёрно-белая картинка. Чтобы это исправить, исследователи берут в руки «кисть и краски», которые называются гистологическими красителями. Дело в том, что разные типы клеток и разные клеточные структуры по-разному взаимодействуют с красителями. Это позволяет, используя разные химические вещества, выявить структуру ткани, что называется, в цвете.

Именно такой окрашенный образец попадает на предметное стекло исследователю-гистологу, а если исследователь ещё и талантливый фотограф, - то и в финал международного конкурса научной фотографии.

Редакция журнала «Наука и жизнь» ещё раз поздравляет Анатолия Михальцова, педагога дополнительного образования Детского эколого-биологического центра (г. Омск), и желает дальнейших творческих и научных успехов!


Самое обсуждаемое
Ажурный песочник для сына иль дочки Вязаные песочники для новорожденных спицами Ажурный песочник для сына иль дочки Вязаные песочники для новорожденных спицами
Перерасчет пенсии за большой стаж работы Перерасчет пенсии за большой стаж работы
Последняя редакция закона «О страховых пенсиях Последняя редакция закона «О страховых пенсиях


top